39,3K подписчиков

Почему перестали выпускать аэросани «Ка-30» похожие на вертолет

57K прочитали

Такой вид транспортного средства как аэросани, появился еще на заре ХХ века. В СССР машины данного типа применялись для транспортировки пассажиров и почты через труднодоступные области Сибири, Крайнего Севера, Дальнего Востока и Казахстана.

Аэросани «Ка-30»
Аэросани «Ка-30»

Особенно заснеженных и морозных районов, где, из-за низких температур обычные автомобили плохо справлялись с подобной задачей, а использование летного транспорта требовало чрезмерных финансовых затрат. Самой популярной советской машиной этого класса стала модель К-30.

Первые светские аэросани появились еще до войны. Это были модели НКЛ-16, они не получили массового применения и выпускались малыми тиражами в основном для нужд армии.

НКЛ-16
НКЛ-16

Во время войны было запущено производство более продвинутой версии НКЛ-26, полностью адаптированной для военных действий. Машина получила мощную броню, а на крышу поставили крупнокалиберный пулемет «Дегтярева».

НКЛ-26
НКЛ-26

После войны советское руководство усмотрело перспективы аэросаней в качестве транспорта для почтово-пассажирских перевозок, в отдаленных регионах страны, особенно там, куда обычным автомобилям было добираться чрезвычайно проблематично. В первую очередь это северные области с суровым и заснеженным климатом.

Первенцем стала модель «Север-2». Это был некий гибрид, собранный из автомобиля победа, вертолета К-14 и самолета ЯК-12.

Север-2
Север-2

Конкретнее, машина базировалась на победовском кузове, у К-14 позаимствовали стойки амортизаторов задних лыж, а от ЯК-12 достались жалюзи охлаждения мотора. Оригинальными сделали лыжи, мотораму, расширитель крыльев, капот и другие элементы оборудования.

Внешний дизайн нового лыжного самоходника получился достаточно стильным для своего времени. Север-2 вооружили 260-сильным мотором АИ-14Р с максимальной скоростью 60 км\ч. Помимо почтовых грузов, аппарат мог перевозить до 8-и пассажиров.

Новая специализированная машина своим видом внушала надежность и хорошую проходимость по глубоким сугробам и сплошному льду.

Впрочем, на практике Север-2 провалился, поскольку в 1965 году, во время одной из почтовых перевозок в архангельской области потерпел серьезную аварию.

Север-2 фото из СССР
Север-2 фото из СССР

Катастрофа, чудом обошлась без людских жертв. Впрочем, инцидент поставил под сомнение надежность и безопасность эксплуатации аппарата в экстремальных условиях, и снятие оного с производства.

Тем не менее авария и закрытие проекта Север-2, не стали причиной отказа от дальнейших разработок аэросанной техники в СССР.

Таким образом, следующей машиной этого класса, заменившей Север-2, стала Ка-30, которая с 1962 года уже стояла на вялотекущем производстве. Соответственно в сложившейся ситуации в середине 60-х выпуск Ка-30 уже наладили полным ходом.

Источник фото "Военно-технический музей"
Источник фото "Военно-технический музей"

В отличии от Север -2, аэросани Ка-30 получили больше вертолетно-самолетных деталей. Вместо сварных металлических пластин, из которых делали обычные фургоны, для изготовления кузова модели Ка-30, применялся листовой склепанный дюралюминий, по аналогии с фюзеляжами самолетов и вертолетов.

Грузовой отсек
Грузовой отсек

Вагонный кузов Ка-30, снабдили четырьмя взаимозаменяемыми лыжами с независимой подвеской. Кроме того модель могла похвастаться возможностью эксплуатации в качестве гидротранспорта. Дело в том, что на Ка-30 можно было снимать лыжи и ставить специальные поплавки, которые позволяли машине пересекать реки и озера.

Машину оснастили девятицилиндровым бензиновым мотором. Двигатель, получивший индекс АИ-14РС, базировался в задней верхней части фюзеляжа машины и приводил в движение трехлопастной винт. Мощность агрегата составила 260 л. с., а максимальная скорость, составила 100 км/ч.

Кабина
Кабина

Кабина Ка-30 вмещала до 10 пассажиров (плюс 2 человек в водительском отсеке). Машина получилась очень даже хорошей для своего времени, маневренной, относительно безопасной.

Серийное производство этих аэросаней было рассчитано на выпуск 25 экземпляров в год и завод «Прогресс», который собирал Ка-30, вполне справлялся с этой задачей.

Места для пассажиров
Места для пассажиров

Благодаря универсальности и неплохим ездовым качествам аэросани Ка-30 эксплуатировались по назначению долгие годы. До 1974 года, выпустили 234 экземпляра этих машин, после чего их производство прекратилось, поскольку на смену массивным аэросаням, начала приходить более современная практичная техника.

Впрочем, несмотря на снятие с производства, оставшиеся модели Ка-30 продолжали эксплуатировать до конца 80-х годов. Затем по причине износа рабочих механизмов, эти машины полностью были выведены из эксплуатации.

Подписка, палец "вверх" и комментарии приветствуются.