Найти тему
Загадки истории

Эпоха викингов #3.1/Следы времени/1.Золотое распятие викингов

Оглавление

Следы времени

1.Золотое распятие викингов

Скандинавские страны приняли хри­стианство довольно поздно по срав­нению с остальной Европой. Процесс этот был длительным и сложным. На­пример, на вопрос, когда именно была кре­щена Дания, ответить однозначно невоз­можно. И золотой крест из Аунслева лишь подтвердил этот факт.

Дэннис Фабрициус Хольм, ландшафтный дизайнер из деревушки Аунслев, что на­ходится на датском острове Фюн, родине Ганса Христиана Андерсена, не считал себя кладоискателем. Он, конечно, интересовался местной историей и любил бродить по полям в надежде отыскать какую-нибудь архео­логическую ценность. Но никаких значимых находок никогда не де­лал. Однако у него имелся металлодетектор Garrett Euro ACE — один из самых дешевых приборов такого типа, рассчитанный на нович­ков. Подарили на Рождество, но прибор так и валялся в подвале.

Крест высотой 4,1 см весит около 13,2 г и выполнен из тонких золотых нитей в технике «филигрань»
Крест высотой 4,1 см весит около 13,2 г и выполнен из тонких золотых нитей в технике «филигрань»

Кто был первым?

В начале 2016 года Дэннис на него наткнулся и решил побродить по окрестностям. Но находил поначалу только современный мусор. Так было и 11 марта 2016 года. Хольм гулял, наслаждаясь погодой и природой, как всегда... Когда прибор запищал, Дэннис ни на что не рассчитывал. Но когда он перевернул ком земли, то просто не по­ верил своим глазам. На его ладони лежала небольшая подвеска из желтого металла. Сначала он подумал, что это латунь. Потом понял — золото. Но больше всего его поразила не ценность металла (хотя такие находки в Дании редкость), а форма артефакта. Подвеска была сделана в виде креста. На радостях Хольм тут же выложил фотогра­фии находки на Fасеbоок. Потом он признался датским телевизи­онщикам: «С того момента, как я перевернул комок земли и увидел ювелирное украшение, я не мог думать больше ни о чем другом».
На Fасеbоок публикация не прошла незамеченной. Фотографию стали активно комментировать. Кто-то посоветовал Дэннису показать находку ученым. Дэннис Фабрициус Хольм обратился к специалистам, то есть в музей Восточного Фюна. Специалисты остолбе­нели. Госпожа Малене Рефшауге Бек, музейный археолог, тут же назвала находку Хольма сенсационным открытием. Она признала в золотом изделии нательный христианский крест и датировала ар­тефакт началом X века. Казалось бы, при чем тут сенсация? Крест как крест, хоть и весьма причудливый. В чем тогда сенсация? В да­тировке принятия христианства Фрисландией — так тогда называ­лась Дания. Ученые относили этот момент датской истории не к первой половине X века, а к его концу. У них даже была точная дата: руническая надпись на камне, установленном по приказу датско­го короля Харальда Синезубого в Еллинге, — 965 год. В этом тек­сте Харальд сообщал, что именно он покорил Данию и Норвегию и крестил датчан в христианскую веру. Но если крест старше камня на полвека, то кто же крестил датчан до Харальда?
Сам Харальд был воспитан в христианской вере, хотя официаль­но получил крещение в 960 году. Его мать Тира, жена Горма Старо­го, была христианкой. Именно Тира пыталась ввести христианство в Дании, но без большого успеха. Отец Харальда был язычником и использовал страх перед христианами, чтобы собрать под своей властью все датские земли. А дед Харальда был, как настоящий ви­кинг, абсолютным врагов христиан.
Тем не менее за век до Харальда Синезубого ютландский конунг Харальд Клак был христианином. Он и сам крестился в Майнце, и привез в Ютландию монаха Ансгара, чтобы тот крестил простой народ... У монаха не получилось. И у последующих миссионеров тоже. Так что история с крещением датского народа смутная. Да и руническую надпись о христианизации Дании одни приписывают Харальду Клаку, другие — Харальду Синезубому. И если найденный крест датируется эпохой до официально признанной даты - так что из того? Из-за чего ажиотаж?

Шведский бизнес

Средневековые кресты в Дании, конечно, находили и до Холь­ма. Осенью 2015 года, в местечке Треллеруп, расположенном в за­падной части бухты Кертинге Нор, был обнаружен серебряный ар­тефакт, получивший позже название «Христос Победоносный». Собирать треллерупское распятие пришлось по кускам: лезвия сельскохозяй-ственной техники разлома­ли артефакт на три части. Лицевая и обо­ ротная стороны креста покрыты изобра­жениями Христа. Интересно, что одет Сын Божий в набедренную повязку, боль­ше похожую на шаровары, и в остроносую обувь. Датировали артефакт серединой XI века. Очень похожий на него Христос изо­бражен и на руническом камне в Еллинге. Оба предмета — и распятие, и камень— моложе находки Хольма.
Но у креста из Аунслева есть практиче­ски точный аналог из шведского города Бирка. Сходство настоль­ко велико, что на ум приходит мысль о средневековой штампов­ке. Различие лишь в материале: датский крест золотой, шведский— из позолоченного серебра. Но сама форма, изображенная на кре­сте фигура, размер — почти идентичны. Недаром археолог Мартин Рундквист предположил, что эти кресты были сделаны либо одним мастером, либо в одной мастерской. Только вот шведский крест младше датского почти на столетие!
Считается, что обе находки принадлежат викингам. Причем не мужчинам-воинам, а их женам. Кресты из Аунслева, Треллерупа и Бирки — женские подвески. Все они очень небольшие (меньше пяти сантимет-ров), дорогие и очень искусно сработанные. Это сра­зу говорит как о статусе владелиц, так и о любви к изящному. Кроме того, два из трех крестов обнаружены в женских погребениях. Толь­ко аунслевский крест не привязан ни к чьему телу — возможно, он был просто потерян.
На крестах из Аунслева и Бирки изображен один и тот же сю­жет: странная фигурка, прикованная к кресту золотыми обручами (два охватывают ноги, два - руки, и один - бедра). Ноги собраны из поперечных золотых проволок, руки — из продольных. На туло­вище впаяны мелкие колечки, лицо и обувь составлены из разного размера золотых бусин. Поэтому лицо больше напоминает тотем­ную маску. Это более похоже не на лик Христа, а на личину совы. Поэтому некоторые специалисты отрицают связь найденных кре­стов с христианством и считают их женскими оберегами язычников. Так что не все так просто с Христом викингов.

Серебряный крест из Треллерупа
Серебряный крест из Треллерупа

Языческие лики

Но на руническом камне Харальда Синезубого тоже есть изо­бражение Христа (сейчас оно залито зеленой краской — местный душевнобольной таким образом решил «украсить» серый камень). И оно обладает теми же специфическими птичьими чертами. Бли­жайшим аналогом этих изобра-жений являются ритуальные плете­ные фигурки, характерные уже не для скандинавов, а для кельтов.
Если идти вслед за аналогиями, то можно уйти очень и очень да­леко. Даже до индейской Америки. По этому поводу тоже высказа­ны догадки — если викинги добрались до земли за океаном, то ведь могли они перенять некоторые черты индейской культуры. Вот вам и языческие «Иисусы». Но если искать индейские черты в найден­ных крестах, то это цивилизации Центральной и Южной Америки, где присутствие викингов не обозначено.
Зато своего языческого материала вполне довольно по всему европейскому северу — от отечественной Колы (Кольский полу­ остров) до Гренландии. И некоторые «христианские артефакты в виде крестов» на поверку оказываются солярными оберегами. На­ пример, находят вполне себе христианские кресты со свастиками!
Но особенные формы крестов викингов могут объясняться очень просто. Скандинавские страны, по сравнению со входивши­ми прежде в состав Римской империи, приняли новую веру доволь­но поздно. Процесс этот был длительный, он затянулся не на годы, а на века.
Если принять, что Данию крестили в 965 году, как сказал Ха­ральд Синезубый, то прошло еще почти три века, пока все датчане не стали настоящими христианами. И после Харальда в эти земли приходили христианские епископы, которые снова и снова пропо­ведовали Слово Божие и крестили людей.
Точно так же происходило в других землях викингов — в Нор­вегии и Швеции. Остров Фюн исключением не был. В поле, где Хольм нашел золотой крестик, прежде стояла церковь викингов. А немного дальше, в Лэлби, археологи нашли могилу викингов — так называемый корабль, то есть большой курган, где мертвых по­гребали вместе с их собаками и лошадьми. Совершенно языческий курган. Что еще раз подтверждает — разные веры веками существовали бок о бок. Все началось задолго до «официальной» даты и продолжалось столетия после нее.



ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)