Найти тему
Загадки истории

Эпоха викингов #2.3/Пришельцы с Севера/3.Царь белого народа

Оглавление

Пришельцы с Севера

3.Царь белого народа

Наверное, нет более за­гадочного правителя Ки­евской Руси, чем ле­гендарный князь Дир, правивший в IX веке. Этот человек оставил после себя немало загадок...
Имя киевского князя Дира во многих исторических источниках не упоминается отдельно от князя Аскольда. Согласно знаменитой Повести временных лет, Аскольд и Дир были боярами (дружинниками) новгородского князя Рюрика, отпу­стившего их в поход на Царьград. Но по дороге они попали в Киев, который им очень понравился. Они обосновались в Киеве, захватив власть над полянами, которые в то время будто бы не имели своего князя и платили дань хазарам.

Аскольд и Дир просят у Рюрика разрешения на поход в Царьград
Аскольд и Дир просят у Рюрика разрешения на поход в Царьград

Первый поход на Царьград

Далее летописец Нестор сообщает, что в 866 году под предводи­тельством Аскольда и Дира был совершен первый поход Руси на Царь­град (византийские источники указывают 860 год, сообщая только об одном предводителе русов, не называя его имени). Один из князей, как мы предполагаем, Аскольд, крестился в Византии и получил имя Николай. Почему не крестился князь Дир, пока остается загадкой. Позднее повесть сообщает о походе в 882 году преемника Рюрика, новгородского князя Олега, который, захватив Смоленск и ряд дру­гих земель, подошел к Киеву и узнал, что здесь правят Аскольд и Дир. Тогда Олег спрятал воинов в ладьях и послал за князьями, назвавшись купцом, плывущим в греческие земли «от Олега и княжича Игоря». Когда же те пришли, воины вышли из ладей, и Олег сказал Асколь­ду и Диру, что они не княжеского рода, а он, Олег, княжеского, а вме­сте с ним малолетний сын Рюрика Игорь. После этого Аскольд и Дир были убиты, а Олег стал киевским князем.
В Псковской летописи XV века также говорится о скандинавском происхождении князей: «А князи в та лета бяху на Рускои земли; От Варяговъ 5 князей, первому имя Скалдъ (то есть Аскольд), а другому Дир, а третьему Рюрик...»
В Никоновской и Иоакимовской летописях содержатся неизвест­ные по другим источникам сведения: о борьбе за власть в Новгоро­де и бегстве части новгородской знати от Рюрика к Аскольду, а также о гибели в 872 году сына князя Аскольда на войне с болгарами, похо­дах киевского князя на полочан, кривичей (где Рюрик посадил своих наместников) и печенегов в 875 году. Поход на Царьград в этой лето­писи датирован 874-875 годами.

На горе и под горой

Летописец Нестор указывает, что Олег убил Аскольда и Дира, при­шедших на берег Днепра. Но похоронили киевских князей почему-то в разных местах. «И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и по­ гребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь Святого Николы; а Дирова могила - за церковью Святой Ирины».
Где лежит князь Аскольд, знает каждый киевлянин. Называется это место Аскольдовой могилой. В дореволюционном словаре Брок­гауза и Ефрона сказано: «Могила Аскольда находится под церковью, в подвальном помещении, в которое ведет спуск с наружной стороны церкви, имеет вид каменного сар­кофага глубокой древности... Со вре­мени исполнившегося в 1866 году тысячелетия кончины Аскольда к его могиле ежегодно совершается 2 июля крестный ход из близлежащего Никольского мужского монастыря».

Святая Анна Новгородская (до крещения Ингигерда) старшая дочь Святого Олафа Шётконунга
Святая Анна Новгородская (до крещения Ингигерда) старшая дочь Святого Олафа Шётконунга

А вот о могиле загадочного кня­зя Дира расскажем подробнее. В 1033 году князь Ярослав Мудрый в честь своей жены Ирины постро­ил Ирининский собор (в районе пере­сечения современных киевских улиц Владимирской и Ирининской).
Киевская княгиня на родине носи­ла имя Ингигерда и была дочерью ко­роля Швеции Олафа Шётконунга. Девочка получила исключительное для того времени образование, а в 1019 году Ингигерда стала женой князя Ярослава Мудрого. По брач­ному договору в приданое принцесса Ингигерда получила земли Альдейгаборга (нынешняя Старая Ладога). Став киевской княгиней с православным именем Ирина, она всей душой отдалась интересам новой родины и стала верной помощницей и советницей Ярослава Мудрого.
В Киеве великая княгиня основала первый женский монастырь во имя святой великомученицы Ирины и, по обычаю того времени, должна была не только заботиться о нем, но и управлять им. По од­ной из версий, после смерти Ярослава Мудрого киевская княгиня приняла постриг в монахини. С этого началась традиция постриже­ния русских князей и княгинь после исполнения ими долга правите­лей народа.
Церковь Ирины разрушалась много раз. Вначале во время завоевания Киева ханом Батыем, а после все было сровнено с землей в се­редине XIX века.

Смерть Аскольда и Дира. Гравюра Федора Бруни, 1839 год
Смерть Аскольда и Дира. Гравюра Федора Бруни, 1839 год

И все же найти летописную могилу князя Дира, что «за церко­вью Святой Ирины», хотели многие. Фрагменты Ирининского собора раскопал в 1833-1834 годах археолог Кондрат Лохвицкий. Вместо могилы древнего киевского князя он обнаружил некрополь вели­кокняжеских времен. Кто же был захоронен под руинами древней церкви?
Раскопки в 2009 году фундамента Ирининской церкви принесли много интересного, в 2014 году археологические работы были продолжены. Кроме бытовых и религиозных предметов, нашли множество захоронений. Одни явно принадлежали монахам, так как под головы им были положены кирпичи, а погребены они были один над другим из-за ограничения места. Но было и отдельное странное захоронение. Обычно саркофаги древних князей были каменными или кирпичными, а тут обнаружили деревянный. Над погребением была когда-то возведена пристройка, примыкающая к храму. Археологи обрадовались: возможно, это и есть могила князя Дира? Но, к великому разочарованию историков, кости оказались женскими.
Когда-то чуть дальше был древний курган, который считался могилой князя Дира. Однако кости, обнаруженные на том месте, принадлежали человеку, который жил за 1000 лет до основания Киева. Где покоится прах легендарного князя Дира, пока остается загадкой.

Руины храма Святой Ирины. Где-то здесь нашел место своего упокоения и князь Дир
Руины храма Святой Ирины. Где-то здесь нашел место своего упокоения и князь Дир

Потомки Кельтов

До сих пор мы рассматривали скандинавское происхождение Аскольда и Дира. Однако в той же Повести временных лет говорит­ся о том, что после смерти Кия, Щека и Хорива их потомки княжили у полян: «И посихъ братьи держати почаша родъ ихъ княженье в Поляхъ». Имя киевского князя Дира очень подходит к его предшествен­никам. А мы обратимся к арабским источникам.
Знаменитый географ и путешественник середины X века Аль- Масуди в своих «Золотых лугах» писал о некоем могущественном славянском правителе: «Первый из славянских царей есть царь Дира, он имеет обширные города и многие обитаемые страны, му­сульманские купцы прибывают в его землю с различного рода това­рами». Соседний с Диром правитель хотя и назван искаженным именем, но оно может быть прочитано как «Олванг», что у скандинавов соответствует имени Олег. А вот про князя Аскольда не упоминается.
Между тем логичное объяснение лежит на поверхности. Еще историограф Миллер обратил внимание на единичные упоминания князей в исторических документах и считал, что «Оскольд и Дир не двое, но один был князь с именем Оскольд, а по чину Диар (то есть по-готски судья)». Ломоносов с ним был категорически не согласен: «...не токмо сих двух князей различают, но и гробы их в Киеве осо­бливо назначают», - писал Михаил Васильевич. Версия академи­ка Бориса Рыбакова такова: переписчики совершили ошибку, и оба имени тоже надо отнести к одному и тому же лицу.
Интересную версию имени киевского князя предложил историк Аполлон Кузьмин: по его мнению, Дир может быть именем кельтско­го происхождения, оно означает «крепкий», «сильный», «знатный». Такое допустимо, ведь древние скифы жили на территории Киева. Возможно его сходство с индоевропейским корнем бег- («драть», «сдирать», «рвать»), а также с похожим греческим корнем со значе­нием «борьба», «бой», «битва».
Согласно Геродоту, главой скифов были «царские скифы» или «сколоты».
Титул Аскольда тоже восходит к скифской эпохе и состоит из трех корней: «ас» («змей» или «царь»), «коло» («солнце», «светлый» или «белый») и «лот» («поляне»). Получается — «Змей Белых Полян», а точнее, «Царь Белых Полян». Давайте вспомним, что на Востоке в XIX веке российского монарха называли «Белый царь».

Аскольдова могила. На месте захоронения в начале XX века была построена каменная церковь-ротонда
Аскольдова могила. На месте захоронения в начале XX века была построена каменная церковь-ротонда

К великому сожалению, до сих пор все версии относительно ки­евского князя Дира остаются лишь догадками. Возможно, когда-ни­ будь археологам удастся полностью изучить захоронения под Ири­нинским собором, но будет ли это ответом или новой загадкой истории, неизвестно.

ПОДПИШИСЬ И ЧИТАЙ ДАЛЬШЕ :)