Пришельцы с Севера
3.Царь белого народа
Наверное, нет более загадочного правителя Киевской Руси, чем легендарный князь Дир, правивший в IX веке. Этот человек оставил после себя немало загадок...
Имя киевского князя Дира во многих исторических источниках не упоминается отдельно от князя Аскольда. Согласно знаменитой Повести временных лет, Аскольд и Дир были боярами (дружинниками) новгородского князя Рюрика, отпустившего их в поход на Царьград. Но по дороге они попали в Киев, который им очень понравился. Они обосновались в Киеве, захватив власть над полянами, которые в то время будто бы не имели своего князя и платили дань хазарам.
Первый поход на Царьград
Далее летописец Нестор сообщает, что в 866 году под предводительством Аскольда и Дира был совершен первый поход Руси на Царьград (византийские источники указывают 860 год, сообщая только об одном предводителе русов, не называя его имени). Один из князей, как мы предполагаем, Аскольд, крестился в Византии и получил имя Николай. Почему не крестился князь Дир, пока остается загадкой. Позднее повесть сообщает о походе в 882 году преемника Рюрика, новгородского князя Олега, который, захватив Смоленск и ряд других земель, подошел к Киеву и узнал, что здесь правят Аскольд и Дир. Тогда Олег спрятал воинов в ладьях и послал за князьями, назвавшись купцом, плывущим в греческие земли «от Олега и княжича Игоря». Когда же те пришли, воины вышли из ладей, и Олег сказал Аскольду и Диру, что они не княжеского рода, а он, Олег, княжеского, а вместе с ним малолетний сын Рюрика Игорь. После этого Аскольд и Дир были убиты, а Олег стал киевским князем.
В Псковской летописи XV века также говорится о скандинавском происхождении князей: «А князи в та лета бяху на Рускои земли; От Варяговъ 5 князей, первому имя Скалдъ (то есть Аскольд), а другому Дир, а третьему Рюрик...»
В Никоновской и Иоакимовской летописях содержатся неизвестные по другим источникам сведения: о борьбе за власть в Новгороде и бегстве части новгородской знати от Рюрика к Аскольду, а также о гибели в 872 году сына князя Аскольда на войне с болгарами, походах киевского князя на полочан, кривичей (где Рюрик посадил своих наместников) и печенегов в 875 году. Поход на Царьград в этой летописи датирован 874-875 годами.
На горе и под горой
Летописец Нестор указывает, что Олег убил Аскольда и Дира, пришедших на берег Днепра. Но похоронили киевских князей почему-то в разных местах. «И убили Аскольда и Дира, отнесли на гору и по гребли Аскольда на горе, которая называется ныне Угорской, где теперь Ольмин двор; на той могиле Ольма поставил церковь Святого Николы; а Дирова могила - за церковью Святой Ирины».
Где лежит князь Аскольд, знает каждый киевлянин. Называется это место Аскольдовой могилой. В дореволюционном словаре Брокгауза и Ефрона сказано: «Могила Аскольда находится под церковью, в подвальном помещении, в которое ведет спуск с наружной стороны церкви, имеет вид каменного саркофага глубокой древности... Со времени исполнившегося в 1866 году тысячелетия кончины Аскольда к его могиле ежегодно совершается 2 июля крестный ход из близлежащего Никольского мужского монастыря».
А вот о могиле загадочного князя Дира расскажем подробнее. В 1033 году князь Ярослав Мудрый в честь своей жены Ирины построил Ирининский собор (в районе пересечения современных киевских улиц Владимирской и Ирининской).
Киевская княгиня на родине носила имя Ингигерда и была дочерью короля Швеции Олафа Шётконунга. Девочка получила исключительное для того времени образование, а в 1019 году Ингигерда стала женой князя Ярослава Мудрого. По брачному договору в приданое принцесса Ингигерда получила земли Альдейгаборга (нынешняя Старая Ладога). Став киевской княгиней с православным именем Ирина, она всей душой отдалась интересам новой родины и стала верной помощницей и советницей Ярослава Мудрого.
В Киеве великая княгиня основала первый женский монастырь во имя святой великомученицы Ирины и, по обычаю того времени, должна была не только заботиться о нем, но и управлять им. По одной из версий, после смерти Ярослава Мудрого киевская княгиня приняла постриг в монахини. С этого началась традиция пострижения русских князей и княгинь после исполнения ими долга правителей народа.
Церковь Ирины разрушалась много раз. Вначале во время завоевания Киева ханом Батыем, а после все было сровнено с землей в середине XIX века.
И все же найти летописную могилу князя Дира, что «за церковью Святой Ирины», хотели многие. Фрагменты Ирининского собора раскопал в 1833-1834 годах археолог Кондрат Лохвицкий. Вместо могилы древнего киевского князя он обнаружил некрополь великокняжеских времен. Кто же был захоронен под руинами древней церкви?
Раскопки в 2009 году фундамента Ирининской церкви принесли много интересного, в 2014 году археологические работы были продолжены. Кроме бытовых и религиозных предметов, нашли множество захоронений. Одни явно принадлежали монахам, так как под головы им были положены кирпичи, а погребены они были один над другим из-за ограничения места. Но было и отдельное странное захоронение. Обычно саркофаги древних князей были каменными или кирпичными, а тут обнаружили деревянный. Над погребением была когда-то возведена пристройка, примыкающая к храму. Археологи обрадовались: возможно, это и есть могила князя Дира? Но, к великому разочарованию историков, кости оказались женскими.
Когда-то чуть дальше был древний курган, который считался могилой князя Дира. Однако кости, обнаруженные на том месте, принадлежали человеку, который жил за 1000 лет до основания Киева. Где покоится прах легендарного князя Дира, пока остается загадкой.
Потомки Кельтов
До сих пор мы рассматривали скандинавское происхождение Аскольда и Дира. Однако в той же Повести временных лет говорится о том, что после смерти Кия, Щека и Хорива их потомки княжили у полян: «И посихъ братьи держати почаша родъ ихъ княженье в Поляхъ». Имя киевского князя Дира очень подходит к его предшественникам. А мы обратимся к арабским источникам.
Знаменитый географ и путешественник середины X века Аль- Масуди в своих «Золотых лугах» писал о некоем могущественном славянском правителе: «Первый из славянских царей есть царь Дира, он имеет обширные города и многие обитаемые страны, мусульманские купцы прибывают в его землю с различного рода товарами». Соседний с Диром правитель хотя и назван искаженным именем, но оно может быть прочитано как «Олванг», что у скандинавов соответствует имени Олег. А вот про князя Аскольда не упоминается.
Между тем логичное объяснение лежит на поверхности. Еще историограф Миллер обратил внимание на единичные упоминания князей в исторических документах и считал, что «Оскольд и Дир не двое, но один был князь с именем Оскольд, а по чину Диар (то есть по-готски судья)». Ломоносов с ним был категорически не согласен: «...не токмо сих двух князей различают, но и гробы их в Киеве особливо назначают», - писал Михаил Васильевич. Версия академика Бориса Рыбакова такова: переписчики совершили ошибку, и оба имени тоже надо отнести к одному и тому же лицу.
Интересную версию имени киевского князя предложил историк Аполлон Кузьмин: по его мнению, Дир может быть именем кельтского происхождения, оно означает «крепкий», «сильный», «знатный». Такое допустимо, ведь древние скифы жили на территории Киева. Возможно его сходство с индоевропейским корнем бег- («драть», «сдирать», «рвать»), а также с похожим греческим корнем со значением «борьба», «бой», «битва».
Согласно Геродоту, главой скифов были «царские скифы» или «сколоты».
Титул Аскольда тоже восходит к скифской эпохе и состоит из трех корней: «ас» («змей» или «царь»), «коло» («солнце», «светлый» или «белый») и «лот» («поляне»). Получается — «Змей Белых Полян», а точнее, «Царь Белых Полян». Давайте вспомним, что на Востоке в XIX веке российского монарха называли «Белый царь».
К великому сожалению, до сих пор все версии относительно киевского князя Дира остаются лишь догадками. Возможно, когда-ни будь археологам удастся полностью изучить захоронения под Ирининским собором, но будет ли это ответом или новой загадкой истории, неизвестно.