Коронавирусы, передаваемые от летучих мышей к людям, могут быть значительно более распространенными, чем мы думали ранее.
В течение последних двадцати лет человечество пережило две массовые вспышки заболеваемости на коронавирус. SARS-CoV свирепствовал в 2002-2004 годах и унес почти тысячу жизней. С 2019-го продолжается пандемия SARS-CoV-2, от которой мы не можем избавиться до сих пор. Исследователи Питер Дашак и Линфе Ван обнаружили, что это лишь верхушка айсберга и на самом деле люди подхватывают коронавирусы значительно чаще.
Научное сообщество должно переоценить частоту перехода вирусов от животных к людям
Анджела Расмуссен, ученый из Университета Саскачевана
Сначала Ван и Дашак нанесли на карту ареал распространения летучих мышей, переносящих потенциально опасные для нас вирусы. Затем они сравнили созданную карту со схемой расселения людей и пришли к неутешительным выводам. Оказалось, почти пятьсот миллионов человек живут в потенциальном эпицентре нового коронавирус.
Больше всего рискуют жители Камбоджи, Вьетнама и юга Китая. Собственно, в Южный Китай и ведут следы SARS-CoV и его младшего собрата.
Кроме этого, Дашак и Ван проанализировали доступные медицинские данные о докоронавирусных времен из потенциально опасных регионов. Это данные о встречах с летучими мышами, обнаруженных антителах и о том, как долго они хранятся в крови людей. Оказалось, к 2019-му примерно четыреста тысяч человек ежегодно имели дело с неизвестными нам коронавирусами.
Люди сталкиваются с летучими мышами куда чаще, чем мы могли себе представить. Многие ищут убежища в пещерах, некоторые добывают оттуда гуано, а кто-то вообще охотится на летучих мышей и ест их. Кроме того, почти невозможно подсчитать, сколько людей получают укусы во время нелегальной торговли дичью. Так же трудно подсчитать, сколько людей употребляют в пищу домашних животных, которых кусали летучие мыши.
Питер Дашак
Результаты вызвали противоречивые отзывы в научном мире. Винсент Мюнстер из Национального института аллергий США скептически отнесся к результатам. Он говорит, что модель стоит точности заложенных в нее данных, а выборку в несколько тысяч человек считает маловатой.
С другой стороны, Анджела Расмуссен называет заявленные цифры вполне вероятными: в Юго-Восточной Азии живет несколько миллиардов человек и сотни миллионов летучих мышей. Немало вирусов может быть плохо приспособленным к людям. Некоторые сразу же уничтожаются иммунной системой. Некоторые не передаются. Другие же могут быть достаточно разрушительными, но попасть в небольшое закрытое сообщество.