…и решили рассказать вам, как правомерно использовать чужие материалы при создании контента на популярном видеохостинге.
YouTube уже давно стал и современным телевизором, и площадкой с масштабными возможностями для новых лиц (уверены, на наш канал вы уже давно подписались 😉).
Для начала разберёмся, как YouTube вершит порядок соблюдения авторских прав на своей территории :) Заглянув в Пользовательское Соглашение, мы увидим «золотой стандарт»: контент не должен содержать интеллектуальную собственность третьих лиц, если у Вас нет на то разрешения или других законных оснований. Увы, но иногда видео автоматически (и без всякого сожаления!) удаляется Администрацией хостинга.
Дело в том, что YouTube использует специальную систему, именуемую Content ID – в случае обнаружения нелегального использования чужого творчества YouTube тут же предпринимает меры.
Как это работает?
Всё просто. Правообладатели контента сами выбирают, что именно Content ID будет делать с видео, в которых есть их материалы. Самый распространённый способ – блокировка. Но некоторые настаивают на том, чтобы такой контент монетизировался им в карман. В этом случае ролик остаётся в доступе, но деньги от партнёрской программы поступают на счёт не создателю, а правообладателю.
При загрузке видео, в котором система Content ID найдет «чужое», создателю тут же высветится уведомление о нарушении: в нём система отметит спорный отрезок и предрешит, что будет с видео, если его оставить. Далее автору предложат либо вырезать момент нарушения, либо оставить всё как есть и отдавать деньги с партнёрки правообладателю (если он согласен на такой исход).
Как это было у нас?
Несколько дней назад и нам прилетела подобная жалоба от YouTube. В недавнем видео о Данте, где мы использовали фрагменты фильма «Инферно», спорный материал принадлежал Sony Pictures Movies & Shows. И они решили не блокировать нас, а просто получать деньги с наших просмотров.
Но мы то знали, что включение фрагмента фильма "Инферно" осуществляется в рамках случаев свободного использования. Ведь согласно статье 1274 Гражданского кодекса РФ допускается без согласия автора "цитирование в информационных и учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений". Аналогичные случаи свободного использования предусмотрены концепцией fair use, используемой в праве СШA. Иван Никифоров разбирал её на примере вымышленных брендов Квентина Тарантино в формате видео и лонгрида.
В нашем видео был показан непродолжительный фрагмент фильма, повествующий как раз о Данте и его маске – это явилось достаточным для признания такого использования цитированием, не требующим получения необходимого согласия правообладателя.
Так как правомерно цитировать чужое творчество в своих роликах, не посягая при этом на авторские права и оставаясь добросовестным пользователем?
Один из определяющих принципов, провозглашённый Администрацией YouTube в своей политике, - уже упомянутый ранее принцип fair use. В исключительных случаях всё же допускается включение в контент чужого материала без согласия на то автора: например, если ролик носит новостной или обзорный характер. Перечень критериев добросовестного использования открыт и варьируется в зависимости от фактов дела. Администрация хостинга, ориентируясь на практику применения в США, выделяет следующие:
▫️ как и для чего используются материалы: руководство YouTube акцентирует внимание (!) на том, что и коммерческое, и некоммерческое использование в равной степени могут быть катализаторами недобросовестных действий – в данном случае всегда нужно учитывать контекст;
▫️ какова суть работы, защищенной авторским правом: в случае, когда используемый исходный материал основан на общеизвестных фактах, а не является художественным вымыслом, его использование с большой вероятностью может быть признано добросовестным;
▫️ размер и значимость использованного фрагмента относительно всей работы, защищенной авторским правом: тут критерии размываются (об этом поговорим чуть ниже);
▫️ возможность дальнейшей продажи и ценность защищенного контента: использование не расценивается как добросовестное, если в результате правообладатель потерял прибыль.
Но при этом положения уточняют: суды, в зависимости от страны, могут трактовать добросовестное использование иначе. Пп. 1 п. 1 ст. 1274 Гражданского кодекса предусматривает, в частности, что цитирование допускается в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора. Объем же цитирования должен быть оправдан его целью.
Так, в 2019 году популярный блогер Евгений Баженов (BadComedian), обозревающий кинофильмы, получил иск от кинокомпании Kinodanz. По мнению истца, BadComedian в своем критическом видеообзоре превысил нормы цитирования фильма «За гранью реальности». И если с целью использования фрагментов кинокартины всё представляется ясным, то вопрос с допустимым объемом с правовой и практической точки зрения в России не решён однозначно, поэтому из раза в раз оценивается исходя из фактических обстоятельств. Оправдан ли такой объем в кейсе с видеоблогером, мы можем только догадываться, поскольку дело закончилось мировым соглашением.
Относительно разрешённого объема цитирования высказывается и сам YouTube:
Если заимствован лишь небольшой фрагмент, такое использование скорее будет признано добросовестным. Однако если в отрывке заключена основная идея оригинальной работы, то суд может встать на сторону правообладателя.
Интересным представляется вопрос включения в видео пародий на те или иные произведения. Подпадает ли такой случай под добросовестное использование? Руководство YouTube пишет: «когда дело касается пародий, возможны исключения». Российское законодательство допускает свободное использование произведения, созданного в жанре пародии, поэтому представляется логичным, что автор ролика вправе включать в свой ролик пародию или карикатуру на его творчество без согласия правообладателя.
Так что следует всегда помнить об очерченных принципом добросовестности пределах и о допустимых законодательных границах цитирования. В таком случае платформа и правообладатели будут благосклонны, и популярность не заставит себя ждать 😉
Автор: Евгения Булдакова
Больше интересных историй о товарных знаках и интеллектуальной собственности в нашем телеграм-канале Games of Brands и группе в Facebook.