Павелецкий вокзал появился в Москве в 1900 году. Он был выстроен архитектором А. Красовским в лучших традициях того времени. Здесь имелись удобные комнаты ожидания, современная система отопления и т.д.
Железная дорога связала крупные губернии, находящиеся в рязанском направлении (дальше дорога шла и на Урал), прямым сообщением с Москвой. Вокзал был очень оживленным.
Сегодня мы обратим внимание на привокзальную площадь. Она очень-очень просторная, её открыли всего пару недель назад. Но такие пустые пространства без застройки не были характерны для старой Москвы.
Давайте посмотрим, как площадь у Павелецкого вокзала выглядела раньше!
На снимке 1940 года в правом углу отчетливо видно небольшой Павелецкий вокзал. Да, раньше он был таким маленьким. Только в 1987 году его расширили почти в 2,5 раза, сохранив историческую стилистику.
Обратите внимание на площадь перед вокзалом. То место, где сейчас открыли парк было полностью застроено! Пустырь между вокзалом и Садовым кольцом полностью отсутствовал.
Прямо перед вокзалом шла улица Зацепа. Сейчас она стала тупиковой. Башня бизнес-центра "Павелецкая плаза" перекрыла улицу.
Давайте посмотрим на фотографиях, как все выглядело раньше.
На этом кадре видна улица Зацепа в сторону Павелецкого вокзала. Вдали виднеется здание в стиле конструктивизм – это Зацепский рынок.
Зацепский рынок стоял прямо напротив вокзала. В годы Великой Отечественной войны на него упала бомба. Впоследствии здание было снесено, но рынок был возрожден.
Так в 1947 году выглядела площадь перед вокзалом. Небольшие зеленые насаждения, а дальше старая застройка.
А вот вид из вокзала на площадь в 1932 году.
По левой стороне мы видим дальнюю часть квартала перед вокзалом. Она выходила к Садовому кольцу. Взгляните, каким раньше узким было Садовое кольцо здесь!
Еще в 1960-е-1970-е годы вокзал располагался среди узких улиц старой Москвы.
Частично площадь стали разрушать уже в 1960-е годы. Снесли здания прямо перед вокзалам. Окраинные улицы еще оставались нетронутыми.
Вот вид со здания на Садовом кольце в сторону вокзала. Газон четко показывает границу снесенной исторической застройки площади.
В 1987 году, как я писал выше, вокзал расширили в 2.5 раза, сохранив при этом дореволюционный стиль здания! Но соседние улицы правда пришлось снести.
Наглядно – пересечение Дубининской улицы с улицой Зацепа в 1969 году и 1990 году (листайте вправо):
Такие радикальные изменения!
На месте снесенных домов в 1990-е построили БЦ "Павелецкая плаза".
Сама площадь перед вокзалом в 1990-е – это один большой пустырь и парковка.
В начале 2000-х годов тут собирались строить торговый центр с подземными помещения.
Стройка превратилась в долгострой длинную в 20 лет...
Наконец, точку в истории Павелецкой площади установили пару лет назад. Долгострой был достроен. Перед вокзалом появился небольшой парк и подземный торговый центр (еще не открыт).
Вот столько изменений пережила площадь всего-то за сто с лишним лет: от маленькой уютной площади старой Москвы, до огромного пустыря в позднем СССР и долгостроя в новой России.
Как вам изменения? В какой исторический период вид площади вам наиболее приятен?
На этом сегодня все.
Не забудьте подписаться на мой Яндекс.Дзен, чтобы не пропустить новый материал!
Мой блог есть также в Telegram, Instagram, Вконтакте.
Старые кадры взяты с чудесного сайта Pastvu.
#история #москва #россия #архитектура #путешествия #вокзал #павелецкий вокзал #было стало #урбанизм