Найти тему

Без вины виноватые: как перестать все время извиняться

Оглавление

Вы часто обращаетесь к сотрудникам или клиентам со словами: «Извините, что беспокою вас, но...». Коллега швыряет бумаги на стол, опрокидывая ваш кофе, но вы восклицаете: «Прости! Я сейчас же уберу свои вещи, чтобы они тебе не мешали!». Если так, то вы похожи на человека, попавшего в ловушку чрезмерных извинений. Вы просите прощения за то, в чем нет вашей вины!

Почему мы так часто извиняемся?

Корни такого поведения уходят в детство. Нас учат милыми и вежливыми, но подобное поведение становится деструктивным, когда вы начинаете подстраиваться под мнения и реакции других людей, забывая о себе.

Привычка просить прощения может быть вызвана страхом перед конфликтами. Вы торопитесь взять на себя ответственность и устранить проблему, лишь бы сохранить мир, даже если ни в чем не виноваты.

Привычка постоянно извиняться вовсе не делает вас «милым». Наоборот, она демонстрирует неуверенность, неискренность или чрезмерную зависимость от чужого мнения. Например, женщин-руководителей, которые постоянно извиняются, не продвигают, считая робкими и лишенными лидерских навыков.

В дружеских отношениях привычка извиняться истолковывается как желание получить одобрение или напроситься на комплимент. Вы словно надеетесь, что вам скажут: «Тебе не за что извиняться!» или «О нет, ты отлично справился!».

Но хуже всего то, когда привычка извиняться разрушает вашу самооценку. Высокая самооценка основана на вере в себя. Вы должны знать, за что боретесь. Но те, кто постоянно извиняются, подстраиваются под представления других людей о том, что правильно и неправильно, забывая про собственные убеждения.

Как перестать все время говорить: «Извините»?

Начните с трех шагов:

1. Подумайте, как сформировалась ваша привычка к постоянным извинениям. 

Задайте себе вопросы:

  • Как я реагирую, когда кто-то говорит мне «нет»?
  • В моей семье было запрещено противоречить старшим?
  • Меня поощряли делиться своим мнением или наказывали за это?
  • Кто для меня авторитет?

2. Проанализируйте ситуации, в которых у вас чаще всего возникает импульс пробормотать: «Извините».

Какие триггеры запускают это поведение? Возможно, это люди определенного типа, конкретные эмоции или даже время суток. Например, общение с настойчивым, требовательным клиентом вызывает у вас сильное напряжение и как рефлекс постоянное «извините».

3. Замените извинения четкими заявлениями, в которых вы стараетесь донести свою точку зрения.

Например, вам нужно отменить встречу с другом. Вы можете бормотать: «Прости, я знаю, что ужасно себя веду, просто…», но лучше сказать: «Знаешь, у меня была сумасшедшая неделя, и я очень ценю, если ты согласен перенести нашу встречу».

Привычка постоянно извиняться приносит больше вреда, чем пользы, так как вредит вашему имиджу и говорит о низком самоуважении. Высказывайтесь прямо и ясно, и вы почувствуете себя более уверенно.