Найти тему
TABUEVA

«Поля крови. Религия и история насилия» - Карен Армстронг

Карен Армстронг — британский религиовед, философ и публицист, получившая широкое признание в области сравнительного религиоведения. Хочу вам представить одну из ее работ «Поля крови. Религия и история насилия.»

В начале книги говорится, что люди обрели веру в эпоху палеолита, когда у людей развился «новый мозг», который отвечал за рассуждение и самосознание и давал возможность не подчиняться слепо инстинктам. У людей не было такого понятия, как бог – они верили в высшие силы, которые могли существовать в небе, земле, лесу и так далее.

Карен пишет: «древние народы не смогли бы определить, где заканчивается «религия» и где начинается «политика»». В то время вера играла огромную роль, являлась смыслом любой деятельности, охватывала все области жизни.

До появления веры небольшие общности состояли из членов с одинаковыми правами и статусами, и их задачей было добывать ресурсы для общего потребления.

Так же в книге подчеркивается, что именно после того, как люди начали верить в сверхъестественные силы, появилось неравенство. Некоторые члены общин называя себя «проводниками» между людьми и потусторонними силами обожествляли самих себя, тем самым, приобретая первый, еще примитивный вид власти. Это является наглядным примером того, как человек способен воздействовать на массы, взаимодействуя с верой.

С появлением превосходящих личностей, задачей которых было контролировать и сохранять связь с богами, появились и ущемленные, которые занимались тяжелым трудом и представляли собой фундамент общины, так как они добывали пропитание, строили дома и занимались всем, что было необходимо для жизни. Но возвышался над ними вождь. 

С развитием самосознания человек стал понимать, что убийство неразрывно связано с благополучной жизнью, ведь для выживания необходимо охотиться, для расширения территорий необходимо воевать с жителями других общин. В этот период религия и переплелась с насилием.

В книге приводилась цитата Криса Хеджиса (корреспондент The New York Times» - «насилие, дающее нам ощущение смысла». Автор обращает наше внимание на то, что война делает жизнь понятной: она отделяет «нас» от «них»; мы правы, а они нет; у нас есть высшие силы за спиной, а у них нет.

Армстронг пишет, что в период возникновений мировых религий, проходили самые масштабные и жестокие войны. Различность суждений и верований всегда приводила к вооруженной конфронтации. Народы считали самих себя единственно верными и для защиты своей веры от «еретиков» истребляли других.

В книге отмечается, что единственной верой, укрепившейся дипломатическими способами, был ислам. Сегодня это высказывание может вызвать недоумение, но в период зарождения мусульманства, его главной догмой было подчинение всевышнему, и «джихад» имел иное значение: ««покорность» ислама требует постоянного джихада (борьбы) с внутренним эгоизмом.» Также в книге подчеркивается: «В Коране нет единого и систематичного учения о военном насилии.»

Подводя итог, становится ясно, что хотела сказать автор. Сама вера не может нести угрозу и не призывает никого к жестокости. Наоборот, люди, для подкрепления и оправдания своих действий, а также для получения поддержки, прибегают к «Воле Божьей». Тем самым человек сам отождествил насилие и религию.