В свое время, двумя крупными научно-фантастическими романами о контркультуре были: “Чужак в чужой стране” Роберта Хайнлайна, и "Дюна" 1965 года Фрэнка Герберта. Футуристическая геополитическая аллегория, которая была полна идеями экологического радикализма, антикапитализма, с сильным налетом исламофильства. Почему продюсеры и мегакорпорации в течение стольких десятилетий стремились к идеальной экранизации этого объекта интеллектуальной собственности - вопрос, выходящий за рамки данного обзора, но очень интересный.
Будучи претенциозным подростком в 00-х годах, я читал много научной фантастики, но "Дюна" прошла мимо меня (даже игра на SEGA мне не попадалась). Только когда я случайно наткнулся на экранизацию романа от Дэвида Линча (1984 года), я и начал знакомство с этой пустынной вселенной.
Оригинальная книга имела свои косяки. Возможно дело в неудачном переводе, но проза местами неуклюжая, диалоги неправдоподобные и иногда глупые. Однако книга мне понравилась, особенно то, как вплетен социальный подтекст в многочисленные экшен-сцены, приправленный терпкими нотами саспенса.
Оригинальный роман оказал большое влияние на творчество Джорджа Лукаса. Пустынная планета Татуин, которая сильно напоминает Аракис, так же со своими аборигенами, борящимися с ресурсодобывающими корпорациями. А такая интересная штука, как “Голос” из вселенной "Дюны", вошла в основу силы джедаев. И так далее.
Новая экранизация книги, снятая режиссером Дени Вильневом по сценарию, который он написал вместе с Эриком Ротом и Джоном Спайтсом, изобилует великолепным визуальным рядом. Как многие из вас знают, “Дюна” разворачивается в очень далеком будущем, в котором человечество эволюционировало в научно-техническом плане, но мутировало в духовных аспектах. Где бы ни была Земля, привычных нам людей, на ней нет. Императорской семье Атридесов поручено управлять пустынной планетой Арракис, источника ценного ресурса — “специи” ( что представляет из себя аналог сырой нефти для зрителя, и отсылкой к античным и средневековым временам, когда из-за приправ велись войны).
Сказать, что я не восхищался предыдущими фильмами Вильнева, было бы преуменьшением. Но я не могу отрицать, что он снял более чем добротный фильм по книге. Или, я бы сказал, две трети книги. (Режиссер говорит, что это половина, но я считаю, что моя оценка верна.) Изначально он должен был называться “Дюна, часть 1”, и, хотя этот двух с половиной часовой фильм обеспечивает подлинный эпический опыт, не стоит стесняться того, что в этой истории есть нечто большее. Собственное видение Герберта соответствует склонностям режиссера к повествованию. Мрачная, но яркая гипнотизирующая эстетика кадров, в купе с медитативным саундтреком делают свое дело.
На протяжении всего фильма режиссеру, работающему с удивительными специалистами, включая оператора Грейга Фрейзера, редактора Джо Уокера и дизайнера-постановщика Патриса Верметта, удается пройти тонкую грань между величием и помпезностью, и эпизодами, вызывающими острые ощущения, как испытание Гома Джаббара, спасение траулера специй, топтера попавшего в бурю. Если вы не являетесь человеком “Дюны”, этот список звучит как тарабарщина, и вы прочтете много отзывов, жалующихся на подобные трудности. Но все будет проще, если вы будете внимательно смотреть фильм. Сценарий отлично справляется с экспозицией, не делая ее похожей на ЭКСПОЗИЦИЮ, превращая фильм в полноценное произведение, а не дополнение к книге, как это часто бывает. Во всяком случае, большую часть времени.
Массивный актерский состав Вильнева очень хорошо воплощает персонажей Герберта, которые, являются скорее архетипами, чем личностями. Тимоти Шаламе сильно опирается на черствость и отстраненность от мира, в своем изображении Пола Атрейдеса и убедительно избавляется от нее, когда его персонаж осознает свою силу и понимает, как следовать своей судьбе. Оскар Айзек благороден, как отец Пола, герцог; Ребекка Фергюсон одновременно загадочна и свирепа, как Джессика, мать Пола. И так далее.
Некоторое время назад, жалуясь на сделку Warner Media, которая собирается запустить “Дюну” в потоковом режиме одновременно с показом в кинотеатрах, Вильнев сказал, что фильм был снят “как дань уважения опыту большого экрана”. В то время это показалось мне довольно глупой причиной для съемок фильма. Увидев “Дюну”, я стал лучше понимать, что он имел в виду, и в некотором роде одобряю его. Фильм изобилует кинематографическими аллюзиями, в основном на картины в традициях Высокого кинематографического зрелища. Конечно, есть “Лоуренс Аравийский”, потому что пустыня. Но есть также “Апокалипсис сегодня” в сцене, представляющей лысого, как яйцо, барона Харконнена Стеллана Скарсгорда. Можно даже увидеть референсы в сторону “2001: Космическая одиссея”.
Но есть и визуальные отголоски Нолана и Ридли Скотта. Это может раздражать или некоторых киноманов, в зависимости от их настроя перед просмотром, но, на мой взгляд, в них нет ничего плохого.
Мне всегда будет нравиться “Дюна” Линча, но фильм Вильнева это настоящий шедевр 21 века!
#киноиндустрия #кино #фантастика #обзор фильма #искусство