Найти тему
TheTunes.Ru

Как работают Unison и Detune в синтезаторах?

Оглавление

☞ Ещё больше материалов в нашем Telegram-канале

При синтезе звука очень важно понимать, как работают те или иные органы управления и как именно они влияют на звук. В этой статье вы узнаете, как влияют на сигнал блоки Unison и Detune и что это даёт на практике.

Unison и Detune являются важнейшими параметрами при синтезе звука. Именно с их помощью мы можем сделать звук жирнее и массивнее. Или наоборот, более локальным и собранным, но не стерильным. Всё это достигается за счёт  небольшого смещения тонов.

Разница в том, что Detune делает это внутри осциллятора, то есть расстраивает волны осциллятора между собой. В то время как Unison расстраивает уже не волны, а сами осцилляторы относительно друг друга.

Но не во всех синтезаторах это работает именно так. Всё зависит от устройства синта и это надо учитывать. Но, в любом случае, если понимать суть и логику работы, то всё будет хорошо :)

Что происходит с сигналом при работе Detune?

Рассмотрим на примере, используя синтезатор Spire (Рисунок 1). Мы генерируем в одном осцилляторе 2 волны, при этом Detune остается на нуле (то есть расстройки волн относительно друг друга не происходит). Сейчас генерируется 2 волны с одинаковой частотой 440 Гц, что на слух звучит, как одна волна ноты А (Ля).

Рисунок 1. Генерируется 2 волны с одинаковой частотой (Detune выключен).
Рисунок 1. Генерируется 2 волны с одинаковой частотой (Detune выключен).

Как видим, частоты волн совпадают. И с практической точки зрения генерировать две одинаковые волны с абсолютно одинаковыми частотами особого смысла нет. Почему?

Дело в том, что одинаковые частоты одинаковых волн (например Sine волн) не дадут прироста ни в мощности звука, ни в его массивности. Это годится, разве что, для получения более широкого звука.

И для того, чтобы звук начал как бы «двигаться», чтобы он стал более жирным, чтобы получить менее стерильное и скучное звучание волн — мы и работаем детюном. Посмотрим, как выглядит сигнал после того, как мы подкрутим Detune (Рисунок 2).

Рисунок 2. Из-за включенного Detune волны начали расстраиваться.
Рисунок 2. Из-за включенного Detune волны начали расстраиваться.

Как видим, у нас продолжают генерироваться 2 волны, но их частоты уже не 440 Гц. В данном примере они расстроились относительно центральной частоты (440 Гц) на 15 Гц влево и право. Одна волна теперь звучит на 425 Гц, а другая на 455 Гц.

При этом центральная частота, которая соответствует нажатой ноте «Ля» осталась не у дел. Волны работают как бы вокруг центральной частоты, а не чётко по ней. Это и есть Detune.

Если мы будем генерировать 4 волны, то с ними будет происходить всё то же самое. И на слух это даёт более мощное и насыщенное звучание (Рисунок 3).

Рисунок 3. Генерируем 4 волны и расстраиваем детюном.
Рисунок 3. Генерируем 4 волны и расстраиваем детюном.

Исходная частота у каждой из этих четырёх волн должна быть 440 Гц (нота «Ля»), но ни одна волна на этой частоте не звучит, потому что мы используем Detune.

Что Detune даёт на практике?

  • Можно сделать менее стерильный звук, немного размазав сигнал детюном.
  • Можно получить жирное и насыщенное звучание если «детюнить» большое количество волн. К примеру, легендарное звучание SuperSaw достигается детюном большого количества пилообразных волн.
  • Можно получить более насыщенный тембр, если «детюнить» сами осцилляторы относительно друг друга.

Статья написана по уроку из курса «Быстрый старт в синтезе»

Автор: Макс Хожаинов

☞ Ещё больше материалов в нашем Telegram-канале