Найти тему

Вопросы применения ККТ при реализации товаров, подлежащих маркировке

Законодательство о применении контрольно-кассовой техники (а это Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ) содержит требования для применения ККТ теми юридическими лицами, которые занимаются реализацией маркированных товаров. Эти требования можно посмотреть в пункте 6.1 ст. 1.2, пункте 1.1 ст. 4, а также в пунктах 4.1 - 4.7 ст. 4.1  Закона № 54-ФЗ.

Для продажи тех товаров, которые маркированы особыми средствами идентификации, предусмотрен расширенный функционал фискальных накопителей (ФН) ККТ, позволяющий запрашивать и хранить информацию о кодах маркировки товара и направлять уведомления о продаже товара с маркировкой оператору соответствующих информационных систем. Сведения о маркировке должны быть отражены в кассовом чеке и храниться на фискальном накопителе.

В связи с введением новых требований изготовителям контрольно-кассовой техники и фискальных накопителей был предоставлен срок в два года на внедрение в производство новых версий ККТ. Предоставленный срок истекает 06.08.2021. Таким образом, все экземпляры ФН-1.1 подлежат исключению из реестра ФН после 06.08.2021.

Об этом издан отдельный подзаконный акт - письмо ФНС России от 09.06.2021 № АБ-4-20/8056@. Пользователи ККТ, реализующие маркированные товары после 06.08.2021, будут вправе зарегистрировать в налоговой инспекции новую контрольную технику или перерегистрировать ранее применяемую ККТ в связи с заменой ей фискального накопителя. Это можно будет сделать только в том случае, если новая техника (ККТ и ФН) способны обеспечить создание отчетных документов в соответствии с новыми требованиями (форматом версии 1.2.).

Обратите внимание, что в Кодексе об административных правонарушениях есть отдельный состав, предусмотренный ч. 4 ст. 14.5 – применение контрольной техники, не соответствующей требованиям законодательства или с нарушением порядка и условии применения. Лицо, использующее ККТ после указанной даты, не соответствующей требованиям, может быть привлечено к административной ответственности.

Но есть и один нюанс. Помним, что административное наказание применяется только при наличии вины. Иными словами, когда у организации имеется реальная возможность применять ККТ нового формата, но она этого сознательно или по неосторожности не делает.

Но бывают на практике ситуации, когда вины нет. Например, в реестре ККТ отсутствуют сведения о модели ККТ нового образца, либо нет у организации реальной возможности приобрести новую модель или ввести ее в эксплуатацию по причинам, от пользователя не зависящим. Тогда вина в совершении такого правонарушения отсутствует и наказывать в данном случае организацию будет неправомерно. В письме ФНС России от 09.06.2021 № АБ-4-20/8056@ налоговый орган подробно останавливается на разных ситуациях, исключающих вину налогоплательщика, а также на вариантах доказывания отсутствия вины.

Рассмотренная ситуация наглядно показывает, как важно применять в работе бухгалтерской службы не только нормы законов, но и подзаконные акты. Зачастую нюансы применения права, а также конкретные ситуации и вопросы, возникающие на практике, рассматриваются в подзаконных актах – разъяснениях, письмах, рекомендациях, положениях, правилах и т.д.