Герой России, участник войны в Афганистане и автор романа-трилогии «В круге Кундузском» Ильяс Дауди рассуждает о том, как события прошлого, описанные в его романе находят свой отклик в современности. «Казанский репортер» публикует интервью с писателем.
– Сегодняшние драматические события в Афганистане повышают актуальность вашего военно-исторического романа-трилогии «В круге Кундузском», тем что заставляют осмыслить пользу пребывания там войск западной коалиции НАТО. Вы предвидели такой исход, издав роман в прошлом году?
– Совсем нет. Афганская тема для меня не конъюктурна. Я писал роман, не просчитывая дату XX годовщины присутствия войск НАТО (ISAF) в Афганистане — в октябре 2021 года, и уж точно не мог знать о дате их вывода. Так совпало. Тема Афганистана всегда присутствует в моей жизни: во время службы в Афганистане я старался набраться знаний у первоисточника — местного населения, используя любой случай расспросить о родоплеменном и конфессиональном составе, законах, традициях, обычаях, культуре, укладе жизни, об отношении к правящей элите.
Спустя годы, Афганистан не вышел из сферы моих интересов. По возвращении на Родину в СССР я продолжал следить за событиями в этой стране, черпал знания из исторической и военной литературы, мемуаров крупных военачальников и дипломатов. Учитывая, что сам был участником и очевидцем событий 1980-х в Афганистане, в моей памяти отложились эпизоды, как мне казалось, не оставляющие людей к ним равнодушными. Многие годы я вынашивал план отразить их в своём романе и однажды собрался.
– Главным героем третьей повести «Цунгванг обей-лейтенанта Бруно Тевса» вашего романа является наш — поволжский немец Бруно Тевс, родившийся в Джамбуле (Казахстан), и перевезённый в детстве овдовевшей матерью в 1989 году на постоянное местожительства в ФРГ. Бруно сын советского солдата Константина Тевса, погибшего на Афганской войне (1979-1989), с детства мечтавший стать, как и его отец военным разведчиком, выбрал военную стезю — и вот, в 2009 году офицер сил специальных операций KSK Бундесвер (ФРГ) обер-лейтенант Бруно Тевс добивается от начальства направления в состав группировки коалиционных сил ISAF в Афганистане.
Там, по сюжету Бруно познакомится с героиней повести — афганкой Ситой Ахмадзай и завяжет с ней романтические отношения. Учитывая исламскую фундаментальность в традициях афганского общества, возможно, чтобы офицер сил НАТО немец Бруно Тевс — кафир (неверный), мог встречаться в Афганистане с местной девушкой? Вообще, такое возможно в реальной жизни?
– В нашем случае, Да! По истории — пуштунка племени гильзай Сита Ахмадзай родилась в Мюнхене в семье афганских беженцев. Её родители и старшие братья покинули Афганистан в начале 1980 года после ввода Советских войск. Сита выросла и получила высшее медицинское образование в Германии, но в семье воспитывалась в рамках строгих мусульманских обычаев и традиций. По окончании университета Сита пришла в офис Международной гуманитарной миссии MSF «Врачи без границ» и устроилась работать врачом. Местом продолжительной командировки был выбран госпиталь «MSF» в городе Кундуз (Афганистан).
В провинции Кундуз родились её родители, братья, хотя корни их рода исходят с юго-востока Афганистана провинции Пактии. В Кундузе, живут их многие родственники. Наконец, там же — по замыслу родителей Ситы кому-то из числа их соплеменников — «пуштунов гильзаев» предстоит отдать её в замужество. Поэтому Кундуз и был утверждён отцом Ситы, как место её будущей работы.
По сюжету: в один из дней госпитальных будней Сита познакомится с немецким офицером KSK — обер-лейтенантом Бруно Тевсом, привёзшим в их приёмный покой раненого германского репортёра Отто Гринберга, освобождённого из талибского плена. Прототипом Отто Гринбергу послужил американский журналист газеты «Нью Йорк Тайм» Стефен Фаррелл. Знакомство Бруно и Ситы постепенно перерастут в романтические, но останутся всё же безгреховными, целомудренными. Под уговоры Ситы и близких, её отец наконец даст согласие на предстоящую свадьбу с Бруно.
– В развитии сюжета: разочарованию обер-лейтенанта Бруно Тевса в миссии ISAF в Афганистане послужит гибель невесты-афганки Ситы Ахмадзай, ставшего другом — репортёра Отто Гринберга, а также массовые жертвы мирного населения в результате серии авиаударов ВВС сил ISAF в кишлаках: Умар-хейль; Дафтани; по госпиталю MSF «Врачи без границ» в Кундузе. Уместно спросить: имели ли эти резонансные события место в реальной жизни?
– Имели! Случаи чрезмерного применения силы коалицией ISAF в Афганистане 2001-2021 годы имели частый характер. Погибло много мирного населения, включая детей. Это не для кого не секрет.
– В первой повести «Мы все вернемся!» и во второй — «Не парадным коридором» главные герои — шестеро советских солдат на Афганской войне (1979-1989). Трое из них сгинут в жерновах войны. Судьбы троих выживших сложатся также драматично. Расскажите пожалуйста об этом.
– Шесть героев — боевые друзья: Костян (Константин Тевс из Джамбула), Сидор (Сергей Сидоренко из Ростова-на-Дону), Руст (Рустам Тукаев из Татарстана), Монгол (Дархан Бадмаев из Улан-Удэ), Стрела (Герман Стрельцов из Ленинграда), Костёр (Иван Костров из Москвы) — войсковые разведчики, призваны в Советскую Армию осенью 1984 года из разных регионов СССР. Они участвуют в военных операциях Советских войск в Афганистане. Выйти из пламени войны суждено лишь троим — Сидору, Русту и Костру. Их возвращение произойдёт в иную страну, где былые ценности будут развенчаны, а политический кризис октября 1993 года, вообще, разведёт друзей по разные стороны противостояния. Ведь Сидор, Руст и Костёр честны перед своей совестью и верны своим убеждениями. Но что может быть крепче боевой дружбы?! В час, когда жизнь товарища будет в опасности, помощь придёт непременно.
Исторический роман-трилогия «В круге Кундузском» имеет сквозной сюжет: В развитии третьей повести «Цунгванг обей-лейтенанта Бруно Тевса» — тяжёлые утраты Бруно Тевса на Афганской войне 2000 годов укрепят в нём уверенность в антигуманности целей и средств Бундесвера, и всей западной коалиции ISAF в Афганистане. Разочаруется он и в своей, частной военной миссии.
Завершив командировку, Бруно возвратится в Германию и уволится с военной службы. Оттуда, вскоре, он отправится в Россию и отыщет оставшегося в живых боевого друга отца — Руста (безногого инвалида Рустама Тукаева).
Руст расскажет Бруно историю его отца — Костяна (Константина Тевса) и 5-ти его друзей — Стрелы (Германа Стрельцова из Ленинграда), Монгола (Дархана Бадмаева — бурятского шамана из Улан-Удэ), Сидора (Сергея Сидоренко из Ростова-на-Дону), Костра (Ивана Кострова из Москвы), а с ними и свою (Рустама Тукаева из Татарстана).
Узнаёт Бруно и о перипетиях вернувшихся с войны живыми — Руста, Костра и Сидора: Руст будет сражён пулей снайпера в противостоянии у Дома Советов в октябре 1993 года в Москве. Жизнь его будет висеть на волоске. Он будет в коме, и несколько месяцев проведёт на госпитальной койке. Тогда же, рисковавший жизнью Костёр вынесет из объятого пламенем верхнего этажа Дома Советов раненого Сидора, но вскоре погибнет сам, вытаскивая из-под огня раненого солдата.
У Костра останется малолетняя дочь Маша.
Во второй половине 1990 годов, Сидор вольётся в крупный бриллиантовый бизнес, но по роковому стечению обстоятельств, окажется вне закона и получит длительный тюремный срок. Несмотря на особую среду в заключении, Сидор сохранит мораль и нравственные принципы. Его освобождение из мест заключения совпадёт с приездом в Россию Бруно. Вместе им предстоит сдать ещё один экзамен.
В завершении, благодаря друзьям отца, Бруно познакомится с дочерью погибшего Костра, Машей — студенткой московского университета. Общая беда — потеря отцов, выявят их необходимость в друг друге.
Фотографии: архив Ильяса Дауди, ultimahora.es, journal-neo.org