Войны и мореходы
6.Прощай Гренландия!!!
Остров Гренландия у многих ассоциируется с огромным айсбергом, расположенным где-то в Северном Ледовитом океане. Но почему викинги, переселившиеся сюда в X веке, дали ему название «Зеленая земля»? И почему, прожив на нем почти полтысячелетия, они предпочли покинуть ставший родным остров?
В 980 году богатый землевладелец Эрик Рауди (Рыжий) за убийство соседа был приговорен судом общины к трехлетнему изгнанию из Исландии. Вспыльчивый викинг подчинился вердикту и спустя два года со скарбом и слугами отправился на корабле на запад. Он знал, куда плывет, ибо раньше видел далекую землю с вершин гор в Западной Исландии. Через несколько дней и 300 километров моря Эрик ступил ногой на чужой остров.
По приговору суда
Осужденный Рауди не был первым викингом, что высадился на острове Гренландия. До него это уже делали в начале X века норвежец Гуннбьёрн Ульфсон, что дал этой земле название «гуннбьёрновы шхеры», а в 978 году — исландец Снэбьёрн Боров. Но все они были лишь путешественни-ками, а Рауди предстояло провести здесь три года изгнания. Поначалу викинг рассчитывал найти здесь других людей, но за три года поисков (а он даже добрался до острова Диско далеко на северо-западе от юга Гренландии) Эрик никого не нашел. После отбытия срока Рауди мог вернуться домой, но он понимал, что родные убитого им человека могут отомстить, и предпочел остаться. Но так как людей там не было, Эрик решил сплавать в Исландию, чтобы заманить желающих поселиться на «Зеленой земле». Именно так он назвал свои владения. Это название до сих пор является предметом дискуссий историков. Либо из-за средневе-ковой климатической аномалии остров действительно покрывала сочная трава, либо Эрик нарочно ввел соплеменников в заблуждение, чтобы прорекламировать остров как отличное место с пастбищами. Как бы там ни было, на его призыв откликнулись сотни исландцев, которые на 25 кораблях от правились навстречу неизвестности. До «Зеленой земли» добрались лишь 14 судов с 350 людьми, ставшими жителями первого поселения викингов в Гренландии - Eystribyggd (Восточное поселение). Этот факт остался записан как в сагах викингов, так и подтвержден данными радиоуглеродного анализа археологических находок, найденных на месте предполагаемой резиденции Эрика Рыжего, вблизи совре-менного поселка Нарсарсуак. На ходки датированы примерно 1000 годом.
Позднее было основано Vestribyggd (Западное поселение) недалеко от современной столицы Нуук.
Чем же занялись прибывшие сюда люди?! Ученые считают, что в основном охотой и скотоводством. Между 900 и 1500 годами среднего-довая температура была на 1,5° выше, чем ранее. Поэтому, несмотря на географическое расположение, на острове воздух прогревался до 10°. Что вкупе с солидным количеством осадков давало обильный рост травы и злаков. Удивительно, но на свалках гренландских викингов археологи совсем не нашли рыбных костей и скелетов. Хотя рыба занимала важное место в рационе как средневековых исландцев, так и инуитов, живших поблизости. Ученые не исключают, что табу на морепродукты было связано с несчастным случаем, когда кто-то из поселенцев отравился рыбой, после чего был введен негласный мораторий на ее поедание.
Охота и скотоводство
Экономика средневековой Гренландии была основана на поставках в Европу пеньки, бечевки, овец, кожи рогатого скота и тюленей. Но самой главной статьей экспорта были бивни и кости моржей. Этот товар был весьма востребован. Из кости моржа вырезали украшения для храмов, дорогие вещи, шахматы и статуэтки. Историки выяснили, что после 1120-х годов бивни западных атлантических моржей, добываемых гренландцами, почти полностью вытеснили на рынках Европы бивни моржей с востока Атлантики. Археологи из Кембриджа, изучив ДНК черепов моржей, откопанных на месте рынков ХI-ХV веков в Дублине, Тронхейме и Бергене, установили, что почти все они родом из Гренландии. В обратную сторону, в основном из Исландии и Норвегии, везли лес, который на острове отсутствовал, но был нужен для строительства, железные изделия и продукты.
Остров викингов оставался формально независимым до XIII века. Хотя на тот момент поселенцы стараниями сына Эрика Рыжего — Лейфа Эрикссона — уже приняли христианство и считались паствой норвежского епископа. И неудивительно, что в 1261 году гренландцы присягнули на верность норвежскому королю, который снабжал остров продуктами, лесом, порохом, тканями и т.д. Но Гренландия продолжала жить по своим законам. В 1380 году Норвегия объединилась с Датским королевством, и остров перешел под контроль нового норвежско-датского объединения.
Казалось бы, за несколько веков жизни на этой суровой земле викинги приспособились к ее условиям. Тем паче что они постоянно удобряли и расширяли пастбища, увеличивали поголовье скота, возводили ирригационные сооружения и строили фермы. А в XIV веке в Восточном поселении возвели каменный христианский храм, что указывало на окрепшие связи со Скандинавией. Все это говорило о том, что люди не рассматривали жизнь в Гренландии как временное явление, а обосновывались здесь капитально.
Но постепенно контакты островитян с Европой стали сокращаться, пока вовсе не сошли на нет. В 1721 году миссионер Ханс Эгеде решил посетить Гренландию, полагая, что, оставшись в изоляции, поселенцы утратили связь с церковью. Но, увы, экспедиция обнаружила там лишь руины Восточного поселения, а из населения - только эскимосов. Ни одного человека с европейской внешностью миссионеры не нашли. Колония из 3-4 поселений, некогда насчитывающих 5 тысяч человек, перестала существовать. Сегодня ученые лишь строят версии о причине произошедшего.
Печальный исход
В начале XIV века из-за замедления течения Гольфстрим наступил «малый ледниковый период», когда среднегодовые температуры опусти- лись до минимума за последние 2000 лет. В Гренландии, расположенной далеко на севере, холодные зимы теперь стали лютыми и морозными, а лето мало отличалось от прежней зимы. Первое время островитяне еще надеялись переждать несколько холодных зим, но климат так и не улуч-шился. Вследствие этого растительности стало значительно меньше, и скот не успевал набрать вес. Если раньше многие островитяне держали овец, коз и свиней, то в начале XV века в хозяйстве богатых поселенцев остались лишь крупный рогатый скот и олени. Бедные же предпочитали охотиться на тюленей. Пик похолодания в Гренландии пришелся на 1420-е годы. При этом последняя запись о браке в книге церкви Хвалси на юге острова, найденной при раскопках, датирована 1408 годом.
Но похолодание — это только «цветочки». За несколько столетий викинги привыкли к холодам и в трудные времена выживали, продавая купцам кость и бивни моржа. На полученные средства охотники покупали продукты и все необходимое. Однако и здесь островитян ждал неприят-ный сюрприз. Начиная с XII века, когда войны с мусульманами стали сходить на нет, из Африки в Европу пошла потоком слоновая кость, и мода на моржовый клык закончилась. Зато у самих гренландских викингов возникли проблемы с добычей моржей. Для поиска подходящих особей им все чаще приходилось уплывать далеко на севе ро-запад, и не всегда охота заканчивалась благоприятно. А потом с трудом добытые трофеи заморские торговцы брали лишь за гроши — покупатели в Европе предпочитали слоновьи бивни. Лишившись прежней покупательской способности, островитяне оказались в сложном положении. Учитывая, что скот и посевы были минимальны, викинги с трудом обеспечивали себя пищей. Не имея ни леса на строительство домов и укреплений, ни притока пороха и оружия, ни нормального провианта, ослабленные островитяне могли стать легкой добычей для воинственных эскимосов и инуитов. Ведь с ними у викингов всегда были сложные отношения. Кроме того, не исключалось, что в Гренландию могли заглядывать суда пиратов, жаждущих поживиться женщинами и трофеями. Все это привело к тому, что оставшиеся на острове люди предпочли перебраться в более спокойные места - Исландию. Данию, Норвегию. Таким образом, несмотря на 15 поколений викингов, проживших на острове, он опять оказался в распоряжении северных народов.