На своем блоге я периодически публикую статьи о том, существовали ли в действительности те или иные религиозные персоны: Моисей, Иисус Христос, Мухаммед. О первом сложно что-либо сказать, скорее Моисей является легендарной фигурой, а не реальной. С Иисусом уже проще, историки склоняются к мысли, что он существовал, но образ о нем сильно исказили ранние христиане. С Мухаммедом еще проще, ведь он жил в 7 веке, и о нем сохранилось достаточно неисламских источников, которые появились в ближайшие годы после его смерти.
Но как обстоят дела с Буддой Шакьямуни, основателем буддизма?
Для западного человека историчность религиозного деятеля очень важна, ведь если человека не было, значит вся религия ложна. Если христиане говорят нам об Иисусе, который умер на кресте и спас всех людей, то он должен обязательно быть исторической фигурой, иначе никакого спасения нет и все таинства не имеют смысла. То же самое с пророком Моисеем и пророком Мухаммедом. Через кого тогда Бог передавал заповеди и тексты? Если их не было, значит тексты - выдумка.
Но с буддизмом дела обстоят иначе. Принципы буддизма не зациклены на Будде. Там нет шахады, где Будда является истинным пророком какого-то бога. Там нет идеи о спасительной жертве Будды, через смерть и воскрешение которого люди получили возможность попасть в рай.
Тем не менее, буддисты верят в историчность Будды Шакьямуни. Именно в этот вариант Будды, так как в разных направлениях буддизма количество "пробудившихся" разнится, и тот самый основатель Будда Гаутама не всегда является первым буддой.
Но что говорит наука?
Легко принять представление о том, что легенда о Будде происходит от приукрашенного образа исторической личности. В частности, Палийский канон основан на определенных исторических фактах, а монашеские кодексы Винаи содержат явные попытки представить Будду как в высшей степени прагматичную личность. Сторонники такой интерпретации справедливо подчеркивают, что легче «мифологизировать» биографию, чем «демифологизировать» легенду.
Так что же мы на самом деле знаем о Будде? Можем ли мы сказать больше того, что Будда просто жил? Это сложно, ведь его жизнеописание сильно мифологизировано, некоторые события совпадают с биографиями других религиозных деятелей, которые жили в то же время - в середине 1 тысячелетия до н.э.
Смерть Будды доказывает его историчность?
Историки сосредоточились на обстоятельствах смерти Будды. Они подчеркивают одну деталь, которая, как они утверждают, не могла быть изобретена: Будда умер в результате употребления отравленной свинины. Это не что иное, как скандал, что такая выдающаяся фигура должна была провести свои последние минуты, страдая диареей в результате употребления мяса. Буддисты, которые теперь гордятся своим вегетарианством, впоследствии стремились переосмыслить эту историю. Но нам неважно, что думают сами буддисты. Важно то, что последователи Будды почему-то не захотели приукрасить жизнь своего святого, но сохранили натуралистический сюжет о его смерти.
С другой стороны, обстоятельства вероятной смерти Будды нельзя рассматривать как доказательство его историчности. Нужны письменные и вещественные источники, которые были бы связаны с временем жизни Будды.
Каноническая биография Будды
Считается, что Сиддхартха Гаутама, будущий Будда, родился в 5 веке до н.э. как сын царя северной Индии. Его зачатие и рождение были якобы безупречными. Его матери, царице Махамайе, приснилось, что белый слон пронзил бок ее тела. На следующее утро она обнаружила, что беременна. Девять месяцев спустя она родила в роще в Лумбини. Ребенок сразу же начал петь песню, что только он почитаемый под небом и над землей. В доказательство он сделал семь шагов в каждом из четырех направлений, цветки лотоса распускались с каждым его шагом.
Чудесный характер рождения Будды контрастирует со смертью его матери семь дней спустя. Затем сироту воспитывала его тетя Махападжапати Готами. После предсказаний, что он станет либо монархом, либо религиозным учителем, его отец Шуддходана решил запереть его во дворце, чтобы защитить от суровых реалий.
В возрасте 16 лет принц Сиддхартха женился на Яшодхаре, и у них родился сын Рахула (имя означает «Препятствие» и многое говорит об отцовских чувствах Сиддхартхи). Другие источники утверждают, что у него было три жены и он следовал традиционному карьерному пути в качестве монарха. Но вскоре судьба подарила ему четыре встречи, которые произошли во время экскурсии за пределами дворца: он встретил пожилого человека, больного, мертвого и аскета. Первые три встречи заставили его осознать непостоянство существования, в то время как четвертая принесла ему чувство освобождения.
В возрасте 29 лет Сиддхартха бежал из дворца и отказался от своих княжеских обязанностей и прерогатив. В течение 6 лет он практиковал всевозможные аскезы. Осознав тщетность этих практик, он открыл «Срединный путь» — путь между гедонистическим наслаждением и аскетизмом — и столкнулся с буддийским дьяволом-искусителем Марой и его красивыми дочерьми.
Успешно справившись с искушением, он встал на путь «пробуждения». На этом этапе Будда прошел четыре стадии медитации, осознал свои предыдущие жизни и пришел к осмыслению «четырех благородных истин». Кульминацией стало пробуждение и уход в нирвану.
Затем он стал проповедовать о своем пробуждении, путешествуя в разных землях 45 лет. В возрасте 80 лет Будды не стало.
Влияние буддизма на христианство
Интересно, что жизнь Будды частично оказала влияние на жизнь христианских святых. Основные аспекты жизни Будды были известны Западу со времен завоеваний Александра Македонского. Они постепенно проникли в средневековое воображение через «Золотую легенду» (13 век). Наиболее ярко это отразилось в истории Варлаама и Иоасафа. Последний (чье имя, по-видимому, является адаптацией «бодхисаттвы») был сыном индийского царя, который преследовал христиан. Он жил один во дворце своего отца, пока однажды не встретил прокаженного, слепого и пожилого человека. Эти встречи позволили ему осознать мимолетную природу существования, и затем он был обращен в христианство подвижником по имени Варлаам. Это обращение привело к мученичеству (которое не фигурирует в оригинальной буддийской версии событий).
Кто создавал буддизм?
Ранний буддизм был сосредоточен на поклонении ступам - мемориалам, которые посвящали необычной жизни Будды. Буддисты использовали ступы в качестве мест паломничества, как реликварии и мавзолеи.
Считалось, что контакт с этими реликвиями создавал магический эффект, который увеличивал шансы на счастье в этом мире и на спасение в другом. Один из главных строителей ступ оказал огромное влияние на развитие буддизма. Им был царь Ашока, чья империя простиралась по всей Индии. Ашока отправился в паломничество к месту рождения Будды в Лумбини, где воздвиг памятный столб. Традиция гласит, что он также приказал построить 80 тысяч ступ, где будут храниться реликвии Будды. Его роль как буддийского царя сыграла значительную роль в распространении буддизма по всей Азии. Без Ашоки буддизм, скорее всего, остался бы религией меньшинства, как джайнизм, с которым он имеет много общего.
Обожествление Будды
Первоначально представленный как некое сверхчеловеческое существо, со временем Будда постепенно превратился в бога. Некоторые из текстов махаяны документируют это развитие. В Лотосовой сутре, например, сам Будда ставит под сомнение свою собственную историчность. Во время проповеди Будда заявляет своим ученикам, что он уже направил многих существ к спасению. Столкнувшись с их скептицизмом, он призывает этих существ проявить себя, и множество бодхисаттв (пробужденных существ) внезапно появляются из земли. В то время как его ученики задаются вопросом, как он смог выполнить эту задачу во время своего существования как человека, Будда показывает, что его жизнь, на самом деле, вечна. Он утверждает, что родился в образе принца Сиддхартхи, покинул свою семью и провел шесть лет в аскетизме, чтобы, наконец, достичь пробуждения, дабы убедить всех тех, кто обладает слабыми способностями. Он утверждает, что пришло время раскрыть истину, а именно, что он, по сути, всегда был пробужденным. Последователи "ущербного пути" (так буддисты из махаяны пренебрежительно называют буддистов из тхеравады и других ортодоксальных школ), по его словам, будут продолжать верить в общепринятую истину человеческой биографии Будды, в то время как его самые продвинутые ученики будут знать высшую истину – божественную природу Будды.
Поиск исторического Будды
Осмысление фигуры Будды у западных ученых происходило разными путями. В 19 веке его могли понимать как вольнодумца, который боролся с суевериями и предрассудками своего времени. Затем его стали разбирать критически, по примеру деконструкции христианского образа Иисуса Христа. В результате «исторический» Будда начал затмевать всех «метафизических» будд традиции махаяны, тем самым низведя эту традицию до уровня фантазии, а тхераваду, которая, как говорят, единственная сохранила память о своем основателе, повысили до уровня «подлинного» буддизма.
Однако у нас нет оснований полагать, что позиция тхеравады о Будде соответствует действительности. Сильная мифичность махаяны не делает тхераваду более предпочтительной версией буддизма для реконструкции исторического Будды. Что же мы имеем? Мы имеем письменные и археологические источники, которые датируются максимум 3 веком до н.э. Никаких достоверных свидетельств о существовании Будды у нас нет.
Мы даже не знаем, является ли имя "Сиддхартха Гаутама" настоящим именем Будды? Гаутама переводится как "просветитель тьмы", такой титул носили легендарные индийские мудрецы. Сиддхартха переводится как "достижение истины", это имя также носили индийские мудрецы еще до предполагаемой жизни Будды. Например, отца основателя джайнизма Махавиры (конкурент Будды) звали Сиддхартхой. Имя Махавиры тоже является скорее титулом, и его жизнь во многом совпадает с жизнью Будды. Скорее всего, это такой же мифический герой, как и Будда.
У нас даже нет археологических свидетельств о существовании княжества Шакья, из которого происходил Будда. Есть только реконструкция на основе древних палийских буддийский текстов.
Таким образом, историчность Будды Шакьямуни до сих пор под вопросом. Нельзя сказать, что это полностью вымышленный персонаж, так как есть косвенные свидетельства в пользу его существования, однако достоверных источников мы не имеем.
---
Уважаемые читатели, буду очень рад, если вы решите поддержать мой блог на бусти. Даже минимальная подписка, которая стоит как одна чашка кофе, помогает существовать моему блогу. Если желаете поддержать меня, переходите по ссылке тут или в закрепленном комментарии. Подписка на бусти открывает доступ к бонусному контенту. Не забудьте поставить лайк👍 и написать комментарий💬 о своих впечатлениях!