Бывает, что последствия необдуманных действий взрослых (родителей, иных родственников, педагогов) ведут к неврозам и комплексам, особенно если дело касается еды, пищевого поведения. Порой, эти действия поражают своей безрассудностью. В детстве каждый из нас переживал становление своей личности. Многие комплексы и неврозы также приобретаются в детстве, как один из способов попытаться справиться с реальностью. Именно в детстве формируются и затем задействуются в будущей жизни пищевые пристрастия, но также и расстройства пищевого поведения. Феномены психики, состояния, возникшие вследствие такого опыта, сегодня разберём на примере двух историй из моей практики
Ещё раз о важности детского периода в жизни взрослого человека
Сейчас на моём канале «Психология человеческих различий» идёт неделя публикаций, посвященных детским и семейным вопросам, проблемам, аспектам. Так, в прошлой статье мы уже говорили о том, что детство – это ресурсный период жизни. Многое, очень многое, происходившее с нами в детстве, так или иначе влияет на нашу дальнейшую жизнь, несёт тень и след из времён детства
Проблемы, связанные с расстройствами пищевого поведения, а также пищевые пристрастия очень часто формируются в детстве, либо так или иначе связаны с тем периодом. Сегодня вы узнаете о двух таких историях. Я расскажу о двух эпизодах, происходивших с людьми в детстве, опуская ненужные детали, а также всю остальную переписку с ними. Нам сегодня интересны именно эпизоды из детства. Разумеется, рассказы анонимны, либо имена были изменены
История первая: девочка, ненавидящая зелень
Петрушку, кинзу, укроп – всё это я никогда на моей памяти не могла есть. Просто не лезет в рот! То же самое с зелёным луком, хотя репчатый лук вполне могу съесть, как и капусту, да и многие другие овощи. Мне не нравятся вкус и аромат зелени. По вкусу, как будто ем листья. Мне сразу становится тошно, всё идёт обратно. Вы были правы в том, что в детстве наверняка был какой-то эпизод, связанный с зеленью прямо или косвенно. В моём случае всё оказалось действительно так. Я, в силу возраста, плохо помню всё происшествие, хотя отдельные «картинки» в памяти всплывают. Зато, недавно, пообщалась с мамой – оказывается в 3 года я очень сильно отравилась!
Мы с мамой ездили к бабушке в деревню. Ну как, деревня – город, но с огромным частным сектором. У бабушки был свой дом, в котором сад и огород. Бабушка у меня знатная хозяйка: всегда что-то в огороде росло. Там и помидоры, и огурцы, и зелень, и горох. Вот с горохом история и случилась. Взрослые посадили меня в саду одну, сказали, чтобы кушала горох, отрывая его прямо с куста. Сами они ушли своими делами заниматься. Я тогда понимала, что он вкусный. Единственное, плохо я умела эти стручки тогда открывать – часто грызла их так, вместе с горошинками. Всё бы ничего, но рядом с горохом росли какие-то цветы. Возможно, мне показалось, что их листочки похожи на стручки. Может быть, я руками сами цветы потрогала. Помню точно только одно – я стала задыхаться. Это не описать словами: вроде дышишь, как обычно, но лёгкие словно не слушаются, отказываются дышать. Я плохо помню, что происходило, всё словно в тумане. Мама рассказала, что до них сразу дошло, что я что-то не то съела. К тому же меня вырвало всей этой зеленью ещё до приезда скорой помощи. Меня успели довезти до больницы, там делали промывание, капельницы. Как сказали врачи, в цветах содержалось опасное вещество, по типу тех, что содержатся в белене, которой в сказках можно было объесться и потом «чудить». Чудить я не чудила, но плохо мне было. Самое интересное, что из памяти вроде бы это всё как-то ушло. Не оставило ярких воспоминаний. Ну помню, что болела, а почему? Вот это уже плохо помнится…
Интересно, что возрастом ближе к школе я не могла уже есть салаты с зеленью. Зелень в чистом виде – тоже. Салаты овощные ела только тогда, когда там отварные овощи, майонез и всё такое. Самое же большое испытание было у меня, когда я поехала после окончания первого курса университета в Грузию с подружками. Как вы понимаете, вся кухня грузинская – это обязательная зелень везде: в супах, в мясе, в салатах, закусках – всюду! Было жутко – почти ничего есть не было возможно… Такая вот история. Я до сих пор не люблю зелень, хотя через силу уже удаётся что-нибудь такое поесть
История интересная, как мы видим. Яркий пищевой невроз на фоне отравления в далёком детстве. Всё просто-таки по Фрёйду, который, как известно, был прав! Мы разберём эту историю, но пока предлагаю послушать другую героиню. Тоже взрослую уже женщину. Её проблема в том, что она не любит переедать, «малоежка». От мяса варёного или жаренного, даже от запахов, её тоже довольно сильно воротит
История вторая: как родители пытались накормить маленькую девочку
Да, я ненавижу мясо. Колбасу, что интересно, или сосиски я есть могу спокойно. Не люблю варёное мясо, а ещё жареную курицу. Вообще, я стараюсь много не есть. Очень неприятно становится, когда поешь много, что тебя после этого всего разносит. Каши, кстати, тоже не люблю. Я люблю супы, овощи, фрукты, сыр. Могу поесть рыбу. Ещё просто до коликов в животе терпеть не могу, когда за столом шумят, громко разговаривают. Почему такое могло произойти? Я тоже задумывалась о том, что корни всего в младенчестве. Расспросила родителей. Они, как всегда, ничего не помнят. Кто бы сомневался! Зато мне много чего рассказали дедушка с бабушкой – родители это подтвердили, когда я им напомнила
Короче, в детстве меня накормить была целая история. Кашу я, видимо, терпеть не могла, остальные продукты тоже так себе. Говорю, ела я всегда мало – что в младенчестве, что сейчас. Мама же у меня человек той закалки, что если ребёнок не поест, то это уже всё, трагедия вселенского масштаба! Сама она у меня пухлая, любит вкусненько поесть и других накормить. Ну, всех, кроме меня… Родные и друзья семьи вечно смеялись, что у таких родителей (папа тоже пухлый) такая худая дочурка
Оказывается, папа с мамой, чтобы меня накормить, когда мне ещё двух лет не было, разработали своё ноу-хау. Я сидела на стульчике для кормления. Мама пыталась меня кормить кашей с комками. Я, естественно, ни в какую – зубы стискивала, еду выплёвывала. Ещё и выла! Так они вот что придумали. Папа брал в руку кусок пластмассовой трубы и стучал по стене очень громко. Я раскрывала рот от удивления – и в этот момент мама вливала, по-другому и не скажешь, кашу туда. Мне приходилось глотать. И так они делали несколько раз за сеанс. Видимо, делали они это довольно продолжительное время, но всё же не столь долго. К ним приехала в гости бабушка, увидела всё это безобразие и устроила родителям разнос. После этого меня вроде бы оставили в покое. Почему же я не люблю мясо? Так там другая история – меня им тоже пытались накормить, но только лет мне было побольше. Может быть года 3–4. И эти эпизоды я, кажется, уже помню. Не столь ярко, но помню. Меня пытались накормить варёным мясом. А я была очень баловной девочкой, постоянно бегала, носилась. Папа как-то разозлился и сказал, что если я мясо не съем, то мне будет плохо. Ну я и испугалась, видимо. Короче говоря, с этим куском мяса я таскалась весь вечер, что и уснула с ним во рту. Думаю, что от памяти того вкуса и ощущения во рту, мне до сих пор больше мяса и не хочется…
Тоже показательная история. В принципе, таких историй в разных вариациях я слышал множество. Ещё стоит отметить нерадивость и халатность взрослых, родителей в обеих историях. В одном случае родители не предусмотрели, что ребёнок может сделать в огороде. Действительно, ну что там может произойти? Ну, не подумали, что ребёнок может поесть листьев с цветов, растущих рядом (скорее всего нарциссы были). А вот случилось. Во второй истории родители были той жуткой породы, которая считает, если ребёнок не ест – это плохо («расти не будет», «ума не будет», «силы не станет» и прочие подобные тезисы). Кстати, интересно, что именно у таких дети часто бывают «малоежками». И тут бабушка оказалась спасительницей, в отличие от другой истории из моей прошлой публикации
Почему так происходит? Что делать с этим?
В одной из своих прошлых статей я рассказывал о феноменах детской памяти. Дело в том, что эмоции очень активно влияют на запоминание. Так, образы вкупе с яркими эмоциями прекрасно врезаются в память, но именно как образ (по-немецки, gestaltung). Из-за того, что в детстве у нас очень низкая критичность восприятия (мы готовы принимать на веру всё, что нам говорят взрослые, особенно родители), высокая эмоциональность, а также ещё и речь не самая развитая, то, что происходит? Происходит «записывание» полученного опыта именно как программы для дальнейшей жизни. С одной стороны, это хорошо, особенно когда получаешь навыки или опыт положительный, но очень плохо, если получаем опыт негативный. Чем раньше в детстве это всё происходило, тем больше всё это вписывается в фундаментальные основы личности
Что характерно для истории первой девочки? Там сочетание: зеленые растения (запомнился цвет и вкус), отравление, ощущения страшные и очень неприятные (потеря дыхания), потом ещё и в больницу попала. Конечно, у неё теперь ассоциативная цепочка сформировалась, что зелень – это плохо, что это вредно, что от этого в больницы попадают
Вторая история, по природе своей, очень похожая. Там тоже воздействие нерадивых родителей на психику дочери: насильственное кормление, да ещё сопровождаемое яркими звуками-раздражителями. Всё ради амбиций родителей, считающих, раз ребёнок не поел – значит они плохие родители. Я полагаю, что факторов в этой истории больше, потому и связка получилась причудливее. Тут ведь ещё сказывается фактор в жизни автора второй истории, что её родители полные. Видимо, тут действовала тема «поступать от противного». Похожие механизмы я описывал в этой статье
Теперь перейдём к вопросу о том, как от этого избавиться. Вот это как раз непросто. Волшебных средств точно нет – из серии, принял пилюлю и всё прошло. Такого точно нет. Избавиться можно, но это целенаправленная и достаточно-таки непростая работа. Наш мозг – это колоссальная, мегасложная нейронная сеть. Сочетание сетей. Комплекс, невроз – это состояние нейросети. Хочешь избавиться от комплекса? Да, пожалуйста. Всего лишь надо поменять в этой сети одни звенья на другие, либо просто разорвать сеть. Всякие средства – это конечно может помочь, но там рвутся и полезные нейронные сети часто. Что же делать? Только всевозможные психотерапевтические упражнения, тренинги, специальные приёмы. Суть в том ещё, чтобы создать вокруг сформировавшегося комплекса в бессознательном рациональную вуаль: иными словами, берём комплекс под максимальный сознательный контроль, также максимально анализируя и описывая как его суть, так и причины происходившего.
Должен добавить, что чем тяжелее комплекс, тем более сложная работа предстоит. Если с простыми установками справиться относительно просто и легко, даже самостоятельно, то с комплексами сложными (да… звучит как масло масляное, понимаю) история непростая – потребуется внешняя помощь
Подведём итоги!
На этом хотел бы остановиться и подвести небольшой итог. Во-первых, мы увидели, что в детстве действительно закладывается максимальный фундамент на всю оставшуюся жизнь. Роль родителей важна. Но увидели мы и «во-вторых»: когда благими намерениями дорога в ад выкладывается. Думаю, что во второй истории родители честно считали, что творят хорошее дело. Так что мораль всей басни такова: не надо насиловать детскую психику! Чем глубже комплекс, чем сильнее связи в мозгу, чем они «фундаментальнее», тем сложнее потом решать, менять эти установки, программы
Как проработать комплексы и детские травмы, аналогичные описанным сегодня? Об этом будем говорить в будущих публикациях. Для начала же мне хотелось узнать больше об опыте читателей и актуальности проблемы
Благодарю за внимание! Хотелось бы услышать про опыт моих читателей с аналогичными феноменами, связанными с питанием, пищевыми проблемами и расстройствами. Были ли они у вас или у вашего окружения? Как эти проблемы решились и удалось ли это сделать вообще? Был ли анализ собственный, как оно могло появиться?
Игорь Кучаев, канал "Психология человеческих различий"