Всем привет!
На правовом поле, представленном кадастровыми работы, готовится очередное изменение, которое касается того случая, когда необходимо снять объект с кадастрового учета, т.е. выполнить подготовку акта обследования кадастрового инженера.
Речь будет идти о Приказе Росреестра от 24.05.2021г. №П/0217.
Почему это важный документ
- 1. Несмотря на кажущуюся простоту данной работы, по сравнению с другими кадастровыми работами – данный факт полностью нивелируется обилием документов, которые необходимо дополнительно получить с целью формирования окончательной редакции акта обследования, который бы прошел успешно учет в Росреестре.
Потенциальные новые требования также содержат целый перечень того, что необходимо предоставить в качестве обоснования для снятия дома с учета:
- Решение ОМС о признании объекта аварийным;
- Решение об изъятии земельного участка или объектов на нем для государственных и муниципальных нужд;
- Решение о комплексном развитии территории;
- Решение о сносе самовольной постройки;
- Решение суда о сносе в связи с необходимостью установления зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ);
- Раздел проекта, в котором предусмотрен демонтаж объекта для строительства другого объекта;
- Документ из ОМС, подтверждающий стихийное бедствие;
- Уведомление о завершении сноса.
Если говорить о простых смертных, демонтаж объектов которых не был в связи со стихийным бедствием или из-за неразрешенного судебного спора в связи с установлением (ЗОУИТ), то, по сути, теперь вместо кипы документов (уведомление о начале сноса и запрос на него, ордер ОАТИ и запрос на него, проектная документация на снос, уведомление об окончании сноса и запрос на него) к предоставлению необходим всего один – «уведомление о завершении сноса», который выдается ОМС на основании ранее представленных документов, но предоставление которых не требуется теперь в составе акта обследования.
- 2. Мне думается, что более половины случаев обращения к кадастровым инженерам по случаю снятия объекта с учета – это тот факт, что объект давно снесен и, бывают случаи, когда даже собственник объекта или земельного участка, на котором располагается объект, не в курсе когда он был снесен, каким образом и почему.
В этой связи очень примечателен п. 12 требований, который утверждает, что:
При отсутствии у заказчика кадастровых работ документов, указанных в пункте 10 Требований, подготовка Акта осуществляется без учета сведений таких документов, и данное обстоятельство не является нарушением Требований. В этом случае в реквизите 5 "Заключение кадастрового инженера" Акта указывается причина их неиспользования.
Т.е., презюмируется, что, акт обследования можно подготовить и без этих документов, но в заключении кадастрового инженера указать причину их неиспользования и при этом прямо прописано, что это не является нарушением требований.
В теории – это прямо очень положительно, потому что разгружает суды от бесконечных дел, связанных с признанием незаконных решений Росреестра о том, что на постройку, которая уже снесена, необходимо предоставление каких-то документов.
С другой же стороны – это явная лазейка к тому, чтобы не тратить время, не выполнять подготовку кучи документов и уплачивать деньги, за всю эту юриспруденцию, а просто снести любым способом объект, выкинуть мусор на ближайшую помойку и быть таковым, сказав, что понятия не имеешь, когда данный объект был снесен.
Мое мнение
Я думаю, что данный законопроект Приказа сформирован не просто так.
В моей практике бывали случаи, когда собственники обращались с просьбой выполнить подготовку акта обследования на объект без документов и эти дела, разумеется, не проходили в Росреестре.
Однако, далее шло обращение в суд с приложением документов из БТИ, управы и архитектуры, что объект фактически снесен и уже сам Росреестр выходил на меня с просьбой предоставить дополнительный документ в виде того же самого акта обследования и тогда учет будет проведен.
Мне хочется верить, что он здесь именно за этим.
Если данную позицию доведут до всех регистраторов прав о том, что непредоставлении данных документов не является нарушением, то от этого будет толк. Если же нет, то мы все также будем получать приостановления с требованием предоставления документации, предусмотренной градостроительным кодексом РФ.
Также отрицательным является тот факт, что непонятно, когда данный Приказ вступит в законную силу, т.к. в нем указано, что он вступает в законную силу после того, как утратит силу предыдущий приказ (Приказ МЭР №861).
А когда это произойдет – неизвестно.