25 сентября исполнилось 115 лет со Дня рождения Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, советского композитора. Первые уроки игры на фортепиано давала ему мать, а по прошествии нескольких месяцев занятий он смог начать обучение в частной музыкальной школе. В 10 лет после посещения представления оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» решил писать музыку. 3 года спустя стал студентом консерватории, учился прилежно, несмотря на трудности того времени и сложности со здоровьем. В 1923 он выпускается как пианист, а в 1925 – как композитор. Дипломной работой была Первая симфония. Первое её исполнение состоялось 12 мая 1926 года (впоследствии этот день композитор будет праздновать как свой день рождения). Обладая невероятной работоспособностью и самоорганизацией, Шостакович стремительно пишет свои следующие произведения. Дмитрий Дмитриевич работал без фортепиано, он садился за стол и записывал ноты на бумагу сразу в полной оркестровке. С 1937 года Шостакович стал преподавателем в Ленинградской консерватории, в 1939 году стал профессором. Появляются Четвёртая, Пятая и Шестая симфонии. Его опера «Леди Макбет Мценского уезда» по повести Н. С. Лескова написана в 1930 – 1932 годах, поставлена в Ленинграде в 1934-м, первоначально была принята с восторгом, но просуществовав на сцене полтора сезона, подверглась разгрому в советской печати. В 1932 году композитор сочинил музыку к фильму «Встречный», а песня о том, что «нас утро встречает прохладой», стала хитом общенационального масштаба. С началом Великой Отечественной войны Дмитрий Дмитриевич решил вместе со своими студентами идти на фронт. Когда не пустили – хотел остаться в любимом, окруженном фашистами Ленинграде, где в первые месяцы войны продолжил работать над 7-й симфонией – «Ленинградской». Жуткая, механистическая тема вторжения была в первых набросках создана ещё до войны. Композитор писал эту музыку и до войны, и в первые месяцы блокады, закончив в эвакуации. В октябре его с семьей почти насильно вывезли в Куйбышев (Самару). Симфония была впервые исполнена на сцене Куйбышевского театра оперы и балета 5 марта 1942 года. 9 августа 1942 симфония была исполнена в блокадном Ленинграде, в Большом зале Ленинградской консерватории Большим симфоническим оркестром Ленинградского радиокомитета. Выступление транслировалось по радио на весь мир, потрясая мужеством жителей несломленного города. В Седьмой симфонии композитор достиг вершин трагизма в своём творчестве, несмотря на мажорную тональность. В родной город Шостакович уже не вернулся, после эвакуации поселившись в Москве, где до 1948 года преподавал композицию и инструментовку в Московской консерватории. После войны композитор работал над музыкой к кинофильмам, сочинениями для фортепиано и струнных. Дмитрий Дмитриевич написал музыку к 33 фильмам. Тем не менее он всегда говорил своим ученикам, что писать для кино можно только под угрозой голодной смерти. Несмотря на то, что киномузыку он сочинял исключительно ради гонорара, в ней немало удивительных по красоте мелодий. 1948 год поставил крест на исполнении произведений Шостаковича. Со следующей симфонией слушатели познакомились только в 1953. А Одиннадцатая симфония в 1958 году имела невероятный зрительский успех и была удостоена Ленинской премии, после чего композитора полностью реабилитировали. В 50-е годы началось сближение Шостаковича с официальными органами власти. В 1957 году он стал секретарём Союза композиторов СССР, в 1960 – Союза композиторов РСФСР. Тогда же вступил в КПСС. В последние несколько лет своей жизни Дмитрий Дмитриевич сильно болел. Даже когда Шостаковичу с трудом давался каждый шаг, это не остановило его музыку. Последним днем его жизни стало 9 августа 1975 года в Москве. Шостакович никогда открыто не высказывался против происходящего, понимая, что тем самым потерял бы возможность писать музыку, которая была главным делом его жизни и которая, спустя десятилетия, красноречиво говорит как о личности композитора, так и о его отношении к своей страшной эпохе. Шостакович не вел дневников, его мемуарные записки носят отрывочный характер. Однако, всю свою жизнь он ежегодно выступал в печати, на различных собраниях, беседовал с корреспондентами различных изданий, высказывая свои мысли «о времени и о себе». И вот это слово Шостаковича о том, чем жил музыкант, чем жила его страна, чем жил окружающий мир, ярко и глубоко воплощенный в его музыке, тоже является ныне частью его наследия, и отражено в книге «Д. Шостакович о времени и о себе. 1926-1975». А ещё на русском языке вышел роман известного британского писателя Джулиана Барнса «Шум времени», посвящённый жизни Д. Д. Шостаковича. Музыка крупнейшего композитора 20-го века будет жить вечно. http://catalog.biblioteka-geo.ru/index.php?lvl=notice_display&id=35501
Даже в годы травли произведения Шостаковича всё равно звучали, и поделать с этим ничего было нельзя...
29 сентября 202129 сен 2021
24
4 мин