Человеческая раса преуспела. Изобретены технологии, которые позволяют преодолевать пространство со сверхсветовой скоростью. Люди расселились по всей галактике, образовав могущественную Империю. В каждой звёздной системе свои верования и традиции, но все народы и планеты объединяют три самоклонированных императора: «Рассвет», «Полдень» и «Закат». То есть, генетически это всё один и тот же человек, который живёт одновременно сам с собой, но только в разных возрастах, соответственно, примерно, 9 лет, 35 лет и 70 лет. Несменяемость власти исчисляется тысячелетиями.
По расчётам великого галактического математика Гэри Селдона империя скоро рухнет и цивилизация людей будет уничтожена и восстановится только через несколько десятков тысячелетий. Императорам такое предсказание не нравится, и они посылают Селдона (Шелдона) на окраину владений, дабы тот построил некое «основание» - склад знаний, который после катастрофы ускорит восстановление. Впрочем, Шелдон (Сэлдон) сам этого хочет.
Вот, такой зачин у истории.
Ну, как-то уныло это всё получилось. В сущности, «Основание» играет на одном поле со «Звёздными войнами» и местами не менее занудно, чем «старший брат». Всё же если переносить интриги, «партсобрания коллектива трудящихся» и политику в инопланетный антураж звездолётов, подпространства и космолифтов – это будут те же самые интриги и собрания коллективов, что и на заводе «Красный пролетарий» – без вариантов.
Один знакомый художник-мультипликатор говорил мне однажды, что нет смысла даже начинать мультфильм, если твоё творческое высказывание не нуждается в изображении совершенно нереальных событий, которые может показать зрителю только мультипликация и ничто другое. ИМХО – с «Основанием» тот же случай. Есть ли смысл высказываться о насущном в фантастике, используя сложные какие-то образы, если это всё можно сказать напрямую?
Хотя это только две первые серии, а оригинал – цикл романов Айзека Азимова – основание «Основания», я, признаюсь, не читал. Вдруг дальше всё иначе? Не зарекаюсь.
Да, и нет смысла спорить – есть любители именно такого жанра и именно такого рода переноса сегодняшних реалий в будущее. Есть особый кайф в том, чтобы разобраться во всех этих узелках человеческих и политических отношений, и ещё в том, чтобы представить себе выдуманную математику – реальной. Я, как ни странно, понимаю любителей такой фантастики. Они мне стократно милее, чем любители дурацких боевиков.
Есть, правда, ещё один чисто эстетический момент, который неплохо высмеивается в фильме «Господа Бронко». Для того чтобы показать инопланетянина, как думаете, что нужно? Да достаточно просто одеть его как-нибудь по-дурацки аляповато и крайне непрактично. Одной на голову, например, напялить что-нибудь вырезанное из пластиковой бутылки, а другому сделать шапку-капюшон из деревянных подставок для горячих блюд. Кто у нас одевается как придурки? Ну, это только инопланетяне, само собой. Больше некому. И честно говоря, это детское представление художников-постановщиков об ином от космоопере к космоопере маленько уже приелось.
Эстетика римской империи – туники, торжественные скульптуры с копьями, ворота в город, архитектура, торжество и нажористость во всём – тоже не от широты взглядов. От фильма пахнуло то ли шестидесятыми, то ли семидесятыми годами прошлого века. Одно дело если фильм специально сняли в культурном контексте тех времён (как, например, фильм-пародию Тима Бертона «Марс атакует!»), другое дело, если просто не придумали ничего лучшего.
Ну, и конечно, зрителю предлагается найти пересечения будущего с днём сегодняшним – падение башен-близнецов, авторитарные режимы, попытка управления народами, которые несколько иначе понимают слово «свобода»… Получилась этакая басня, где вместо зверей извлечением вечной морали из ситуации занимаются люди будущего.