Всем известно, что Африка - континент третьего мира, полный экономических проблем и социальной несправедливости. Половина населения живёт за границей бедности, еле сводя концы с концами. Тем не менее как-никак эти концы сводятся! Объяснение этому - коллективистское сознание, которое проявляется в уникальной взаимоподдержке внутри семейной общины.
То, что африканцы по натуре коммунисты, придумала не я. Почти в каждой африканской стране был лидер, который считал, что африканские общинные принципы распределения ресурсов внутри семьи - это натуральный социализм, и на его основе нужно строить постколониальное общество в Африке.
Несмотря на то что все социалистические проекты 1960-х годов провалились с треском, потому что африканцы не умеют вкалывать на благо общества, как китайцы, само наблюдение над африканской натурой мне кажется абсолютно верным.
Вот три факта, которые позволяют мне заявлять, что африканцы - настоящие коммунисты.
Каждому по потребностям, от каждого - пропорционально возможностям
В нашем обществе принято, что крупные события в жизни оплачивает тот, для кого это событие предназначено. Свадьбу оплачивают родители жениха и невесты, похороны - ближайшие родственники. В Африке совсем не так. Во всех сложных ситуациях, когда кому-то вдруг нужно много денег - на свадьбу, на похороны, на лечение - собирается консилиум из всей расширенной семьи - около 50-100 человек - и решают, кто сколько может скинуть. Об экономическом состоянии каждого члена семьи все прекрасно осведомлены, поэтому самый большой куш вынужден вложить самый успешный родственник, независимо от степени его близости к тому, для кого собираются деньги. Это как налог на имущество, только выплачиваешь ты его не государству, а дальним родственникам. Таким образом набирается нужная сумма, выбираются женщины, которые будут готовить на предстоящем событии, в случае похорон решается, как поддержать семью умершего. Никто не остаётся без семейной поддержки - так и умирать не страшно!
Дети - общественное достояние
Помните, в социалистической утопии Замятина дети отбирались у родителей и воспитывались государством? В Африке происходит что-то похожее, только социализм здесь не государственный, а семейно-общинный, поэтому дети распределяются на более локальном уровне. Так как детей у каждого по 5-10 штук минимум, поделиться ими или наоборот - взять ещё одного - оказывается несложно. Не раз я встречала семьи, где из десяти детей свои - только половина, остальные - "от подруги, потому что им отсюда ближе в школу ходить", "от сестры, потому что развелась с мужем, а новый муж не хочет этого ребенка", "от кузена, потому что у него слишком много девочек родилось" и т.д. Получаются такие семейные детские сады, где все дети живут в дружбе и согласии, и детские дома остаются без работы. Очень хорошая практика, которую мне сложно представить в нашей стране.
Доброволец как основная работа
Первый президент Сенегала, поэт и философ Леопольд Седар Сенгор, разработал концепцию "негро-африканской личности". Согласно его идее, основной способ взаимодействия с миром африканского человека - это "аффективная сопричастность", в отличие от интеллектуального познания, свойственного человеку европейскому. Эта черта позволяет африканцам очень лично воспринимать проблемы их общества. Я встречала много людей, которые, получив неплохое образование, часть жизни добровольно проводят, работая на благо общества. Многие школы существуют только за счёт учителей-волонтеров, которые преподают бесплатно и выживают только благодаря вспомоществованию от родителей.
Люди открывают многочисленные благотворительные организации исключительно по собственной инициативе. Подобное пионерское самосознание, на мой взгляд, очень коммунистическая черта.
При всех этих исходных данных социализм в Африке не сработал, но, может быть, просто что-то пошло не так? Я уверена, что африканцы - самые махровые коммунисты!