Найти в Дзене
Киновед в штатском

Герой нашего времени: Как Джеймс Бонд Дэниела Крейга изменил самую консервативную кинофраншизу

Оглавление

И снова я приветствую вас в нашем небольшом, но сплоченном коллективе поклонников Джеймса Бонда. До премьеры финальной картины с участием Дэниела Крейга осталось совсем немного (уже появились первые отзывы критиков, но мы сами себе киноведы и чихать хотели на чужие мнения), а потому имеет смысл отметить главные вехи, не побоюсь этих слов, новейшей истории – того периода, что подарил нам Агент 007 с лицом "уральского пельменя", как метко называет Крейга одна моя хорошая знакомая. 15 лет, на которые пришлись пять фильмов "новой эры", были очень плодотворными, яркими и необычными, поэтому я бы хотел отдельным материалом отметить, как Бондиана с Крейгом переломила самой себе закостенелый хребет и избавилась от многих хронических болячек, мешавших франшизе стать главным боевиком нашего времени.

-2

Здесь нужно сразу отметить особенный статус Бондианы. Если большинство других франшиз сознательно делает ставку на постоянное обновление и четкое следование приметам времени (возьмите, к примеру, "Форсаж" или "Миссия невыполнима", которые старательно поднимают планку с каждой новой серией), то фильмы об Агенте 007 – это кино, которое опирается на прошлое, следует традициям и дает зрителю уверенность в том, что новый фильм не станет для них неприятным сюрпризом. От знаменитой фразы "Бонд... Джеймс Бонд" и любимого напитка до автомобиля и наручных часов – Бондиана много лет шла понятным и предсказуемым форватером, даже когда меняла ведущего актера или бросалась в крайности вроде "Лунного гонщика".

-3

И всё же с наступлением нового тысячелетия даже суперконсервативному Бонду потребовалось обновление. Приурочили его к смене исполнителя главной роли и выдали публике в "Казино Рояль", безусловно, выдающемся боевике 2006 года. И хотя многие тогда не приняли радикально поменявшего свои привычки Агента 007, время всё расставило на свои места – коммерческое влияние франшизы на индустрию переоценить невозможно, критики в восторге от "Казино" и "СПЕКТРа", зрители с удовольствием идут в кино и ожидают новый фильм с большим нетерпением. Изменения, так или иначе, были приняты, но давайте вспомним, как переродилась Бондиана с приходом "Блонд Бонда"...

-4

Бонд перестал быть смешным

Самым очевидным (и, разумеется, не бесспорным) отличием "Казино Рояль" от предыдущих картин серии стало резкое "помрачнение" тона фильма. С первых кадров нового фильма Бондиана стала выглядеть так, словно заряд Агента 007 упал до 10%, у него включился режим экономии, он отбросил лоск, украшения и живые обои, но оставил производительность вкупе с максимальной эффективностью в выполнении наиболее важных задач. Ранее Бонд позволял себе выйти за пределы серьезного восприятия в уже упомянутом "Лунном гонщике", "Осьминожке" или даже "Умри, но не сейчас", в какой-то момент балансируя на грани пародии и фарса, но новый 007 был изначально заточен под самый натуральный натурализм.

-5

В 90-х Джеймс позволял себе шутки и сверх меры язвительные замечания, Пирс Броснан с удовольствием улыбался во весь рот, а опасности принимал с открытым забралом, ничуть не страшась последствий. Бонд Крейга – его полная противоположность – ни тени улыбки, мрачные рубленые фразы, жестокие сцены пыток и гибель Веспер Линд: образ Джеймса максимально приблизился к реальности, где шпионаж (каким мы его представляем, конечно) – не веселые шутки, а ежесекундная опасность погибнуть в забвении. Последующие картины несколько подсветили сгустившийся вокруг Бонда мрак, но публика уже приняла нового сурового Агента 007, лишенного присущей Роджеру Муру и Тимоти Далтону легкомысленности.

-6

Бонд стал "тупым оружием"

Переход Агента 007 на "темную сторону" повлек за собой переосмысление насилия, демонстрируемого на экране. Бонд и прежде был не особо щепетилен в том, чтобы передать злодеев в руки правосудия – ему было проще нажать на курок. Кстати, фраза "Лицензия на убийство" – третья по частоте использования в Бондиане после имени героя и рецепта его любимого коктейля, и это тоже о чем-то да говорит. Попытки добавить в драки реалистичности предпринимались еще во времена Далтона, но по-настоящему 007 изменился с приходом Крейга – открывающая "Казино Рояль" схватка в туалете задала тон, который прежде в Бондиане был неприемлем.

-7

Опять же, в последующих картинах Бондиана чуть смягчила натуралистичность, стала позволять себе больше ярких постановочных схваток и погонь, но фильмы 2010-х – это в любом случае то кино, которое вы повремените смотреть с детьми, хотя условного "Доктора Ноу" легко можно смотреть даже с младшими школьниками. Разумеется, ужесточение Бондианы стало ответом на фильмы о Джейсоне Борне, задавшие высокую планку для всей индустрии боевиков, но и сама франшиза сделала этот переход намеренно. М неслучайно называет Бонда "тупым оружием", агентов именно так и воспринимают – бесхитростное, но эффективное средство борьбы с угрозами, типа фомки или лома. Бульдозера, если хотите – что тоже продемонстрировано в одной из открывающих сцен "Казино Рояль". Приукрашивать шпионскую деятельность больше не было нужды – только кровь и боль.

-8

Время гаджетов ушло

Заметное помрачнение тона Бондианы не имело бы смысла, если бы Джеймс продолжил пользоваться хитрыми приспособлениями, которые для Агентов с двумя нулями в свое время готовил Кью. Драматизм моментально выветрился бы, воспользуйся 007 смартфоном с ракетной установкой или превращающейся в подводную лодку машиной – время гаджетов осталось где-то там, в ледовых походах Пирса Броснана. Самое безумное техническое решение, которое позволили себе авторы "Казино Рояль" - это компактный дефибриллятор, да и тот сломался, словно Джеймс приобрел его на распродаже АлиЭкспресса. Да и сам Кью в новейшей эпохе появился лишь в "Скайфолле", но вручил Джеймсу только заточенный под его биометрию пистолет и передатчик, резонно заметив: "А вы чего ждали? Взрывающейся ручки?"

-9

Соглашусь, наличие диковинных смертоносных технических решений было узнаваемой фишкой Бондианы прошлого, но у этой безусловно симпатичной детали был свой ощутимый минус – чем более продвинутыми они становятся, тем безумнее выглядит их использование и тем нелепее смотрится Джеймс Бонд, пока не скатывается в бред с прозрачным Aston Martin. Агент 007 Дэниела Крейга делает отступление от канона и дает Кью передышку, чтобы не доводить до абсурда деятельность шпиона Ее Величества. Впрочем, забегу чуть вперед, в "Не время умирать" для, как минимум, одного спорного технического трюка место нашлось-таки. Но мы это обсудим после выхода картины на экраны.

-10

Эволюция девушки Бонда

"Недолговечность" женских персонажей – это проблема даже не Бондианы, а всего экшн-жанра прошлого века. Однако фильмы о Бонде, где подружка главного героя превратилась в товарный знак, в этом отношении давно стали выглядеть анахронизмом, а сам Агент 007 стал олицетворением формального отношения к женщине на экране. В фильмах о Бонде женщине полагалось быть либо любовным интересом героя и предметом обладания, либо просто украшением кадра, функции которого равны декоративной отделке потолков, скульптуре или красивому узору на обоях. Сексизм в Бондиане, за редким исключением, процветал испокон веков и до самых последних дней Пирса Броснана на экране.

-11

"Казино Рояль" перевернул представление о паре для Джеймса. Веспер Линд и ее гибель стали локомотивом для всей последующей экранной активности Бонда-Крейга, Манипенни взяла в руки настоящее оружие, преодолев старинную традицию стрелять только глазками. Наконец, авторы Бондианы отказались от порой доходивших до абсурда попыток "подложить" почтенного возраста шпиону каких-то недавних школьниц, что особенно заметно в фильмах с Муром – приглашение в партнеры Крейгу прекрасной, но возрастной Моники Белуччи с одобрением встретили и критики, и зрители. Но что еще важнее – Веспер Линд, Мадлен Суонн и Номи теперь не просто приложение к Агенту 007, но полноценные героини, важные для сюжета. Это радует.

-12

Фильмы получили горизонтальное развитие

Если проводить аналогию между Бондианой и телесериалом, то можно сказать, что в "докрейговскую эпоху" это был вертикальный проект, то есть все картины были независимыми, не связывались сюжетно и объединялись лишь несколькими общими персонажами (такая схема традиционна для полицейских и медицинских процедуралов – одна серия равна одной рассказанной истории, как в условном "Докторе Хаусе"). Один с другим фильмы о Бонде связывали лишь крохотные детали – так, во времена Шона Коннери 007 поэтапно подбирался к Блофельду, Роджер Мур посетил могилу Трейси, погибшей в фильме с Джорджем Лэзенби, а Тимоти Далтон изображал шпиона-ветерана на закате карьеры...

-13

Новый Бонд внезапно стал "многосерийным" – фактически мы получили арку на пять фильмов, завязанных в единый сюжет. Сразу несколько линий, от раскрытия тайны СПЕКТРа до чувств Джеймса к Веспер и Мадлен, получают развитие из картины в картину. Голливуд уже давно дрейфует в сторону предсказуемых сиквелов и долгоиграющих франшиз, поэтому такая же структура для Бондианы казалась неизбежной. Это неплохо, главное – держать многочисленные сюжетные арки под контролем и не забывать, где развешаны ружья, разложены мины и спрятаны ловушки. Протяженность влечет усложнение.

-14

Бонд стал больше, чем просто шпионом

С самых первых фильмов с Шоном Коннери акцент в фильмах делался на том, что Джеймс Бонд – это, прежде всего, Агент 007, безупречный вояка, стоящий на секретной службе Ее Королевского Величества. Всё человеческое было отставлено на третий, пятый десятый план, поэтому новому Бонду пришлось серьезно потрудиться, чтобы сократить отрыв между Шпионом и Человеком. Это влекло серьезные проблемы – мы потеряли самоуверенного рыцаря и получили глубоко ущербного персонажа с миллионом скелетов в шкафу, но оно того стоило.

-15

Робки попытки такого "очеловечивания" предпринимались и в прошлом, но ослабление мачистских позиций Лэзенби или Далтона не дали нужного эффекта, а ранимый Бонд Крейга публику очаровал. Неповиновение Агента 007 начальству стало не простой эксцентрикой или проявлением детского максимализма, это прежде залитые несколькими слоями бетона эмоции вышли на поверхность. Отныне Бонд больше не непогрешим, он совершает ошибки и позже их признает, это очень по-человечески. Джеймс стал по-настоящему уязвим, не только физически, но и эмоционально, что блистательно продемонстрировал "Скайфолл". И, наконец, человечность 007 привела к тому, что морально мы уже готовы к его гибели в "Не время умирать". О смерти Бонда никогда не говорили всерьез, но слухи относительно последнего фильма Крейга не выглядят розыгрышем. Образ стал столь реалистичным и земным, что я не удивлюсь похоронам героя в финале 25-й картины.

-16

Хочется еще очень многое рассказать и о предыдущих лентах Бондианы, и об Агенте 007 Дэниела Крейга, и о будущем франшизы, поэтому новые материалы, предваряющие "Не время умирать" на канале Киноведа в штатском еще появятся. Но нужно выделить время и другим релизам – благо интересного на экранах появляется немало. Буду писать много и разное! Следовательно, заглядывайте на канал, читайте, смотрите, не болейте, берегите близких, тренируйтесь завязывать галстук-бабочку, и...

-17

Увидимся в кино!

#кино #не время умирать #джеймс бонд #дэниел крейг #агент 007