Найти тему
Андрей Глущук

Образовательный базар

Оглавление
Знания - не картошка: их можно приобрести, но нельзя купить.
Знания - не картошка: их можно приобрести, но нельзя купить.

У меня вопрос: в России есть система управления страной? Вот эти институты: Дума, министерства – они думают и министерствуют в интересах развития государства? Самостоятельно понимают эти интересы и в соответствии с ними составляют и реализуют программы? Или все управляется в ручном режиме Президентом?


На заседании президиума Госсовета 25 августа руки (или ноги) дошли до проблем образования. Владимир Владимирович лично высказал недоумение по поводу понятия «образовательные услуги», обилия контрольных работ и системы оплаты труда педагогов. Замечательно, что глава государства разобрался в проблеме. Однако, его ли это дело?
Чем занимались четырнадцать департаментов Министерства образования и науки, включая Департамент стратегии, анализа и прогноза? Что там анализировали и как спрогнозировали недоумение Президента?
Вообще, в педагогическом сообществе недоумение по данным вопросам существовало с тех пор, как умники в Министерстве образования пролоббировали ЕГЭ и превращение просвещения в базар знаний со всеми, вытекающими из этого, последствиями. Если не ошибаюсь, инициировал метаморфозы Владимир Филиппов в 2001 году. Он же предложил принцип подушевого финансирования и введение новых стандартов образования. Идеи выглядели здравыми. Однако, вышло, то что вышло.

Человек без любви превращается в камень.
Человек без любви превращается в камень.

Читать на ЛитРес / Читать на Bookmate

Дешевле купить у автора

Новые стандарты образования наводнили школы отчётностью.
Подушевое финансирование убило качество преподавания.
ЕГЭ… Все помнят, как нам предлагали Единый государственный экзамен, как средство борьбы с коррупцией при поступлении в ВУЗы. Да, теперь, формально, стало бессмысленно давать на лапу председателю приёмной комиссии ВУЗа или нужным людям в ректорате. Однако, вокруг ЕГЭ кормится такое количество предпринимателей начиная от официальных подготовительных курсов ВУЗов, заканчивая подпольными репетиторами, что прежние взятки при поступлении кажутся детскими играми. На подготовку к ЕГЭ тратятся астрономические суммы. Если они, конечно, есть. А если их нет?
Теоретически сегодня можно сдать ЕГЭ в условном Барабинске и поступить по баллам в МГУ. Но есть ли в Барабинске преподаватели, способные подготовить ученика на 280-300 баллов? Скорее нет. Да и родителей, имеющих возможность выкинуть на подготовку чада к поступлению в престижный ВУЗ 500 -700 тысяч тоже вряд ли удастся найти.
Высшее образование стало доступнее? Сомнительно.

Эксперименты над людьми запрещены? Не для всех.
Эксперименты над людьми запрещены? Не для всех.

Читать на ЛитРес

Гарантирует ли ЕГЭ то, что в ВУЗы придут действительно подготовленные абитуриенты, а из стен высших учебных заведений выйдут настоящие специалисты своего дела? Вовсе нет. Хотя бы потому, что наряду с бюджетными местами появились коммерческие. Папа-мама оплатят диплом, и во взрослую жизнь придёт очередной недоросль. Более того, в ВУЗах процветает торговля лабораторными, курсовыми и дипломными работами. Раз объявили образование рынком, то оно и существует как рынок. Толчётся, торгуется, зарабатывает деньги.
Хорошо, Президент раздал поручения, и теперь процесс получения знаний населением будет называться не образовательной услугой, а как-то иначе. Могучий аппарат чиновников слегка скорректирует курс и изменит формулировки в документах, регламентирующих работу системы образования.
Но исчезнет ли автоматически сформировавшийся рынок образовательных услуг? Да с чего бы?
Сегодня по радио слышу, что доблестные чиновники Минобра отчитались о проделанной работе и теперь по одному предмету в одной параллели можно будет проводить контрольные не чаще, чем раз в две с половиной недели. На фоне того, что ещё недавно преподаватели могли назначать контрольную на каждом занятии – это, конечно, прогресс. Хотя в мою бытность учеником средней школы, контрольными, как правило, завершали изучение крупной темы, четверть или полугодие. Прошли, закрепили, проконтролировали уровень знаний. В этом была логика. В ежедневных контрольных логики, лично я не вижу.
Есть ещё одна сторона ЕГЭ. Мы, в выпускном классе сдавали десяток экзаменов. Но готовились к ним, по сути, только в последнее полугодие. Повторяли темы за весь школьный курс. Девять с половиной лет мы получали новые знания.

XXII век. Мир изменился. Взломщик ведёт расследование.
XXII век. Мир изменился. Взломщик ведёт расследование.

Читать на ЛитРес

Сегодня к ЕГЭ начинают натаскивать с десятого класса. Т.е. подготовка занимает почти два года. В течение двух лет учащиеся, фактически, не узнаютничего нового . Но с введением ЕГЭ количество предметов не уменьшилось. А объём информации увеличился. Отсюда, во-первых, не 5-6, а 7-8 уроков в день плюс всевозможные добровольно-принудительные дополнительные занятия. Во-вторых, игнорирование учащимися предметов, по которым они не планируют сдавать ЕГЭ.
На выходе хроническое перенапряжении и недосыпание подростков, при весьма спорных результатах обучения.
Двадцать лет совершенствования системы привело образование в тупик, выезжать из которого приходится под личным управлением Президента. За что всё это время получали зарплату чиновники, курирующие отрасль? За перекладывание бумаг и рассылку циркуляров?
Если так пойдёт дальше, то без персональных указаний первого лица страны у нас и дворники разучатся улицы подметать. Оно нам надо?

Уважаемые читатели, приобретая мои книги, вы поддерживаете и автора и блог. Спасибо, вам!