У меня вопрос: в России есть система управления страной? Вот эти институты: Дума, министерства – они думают и министерствуют в интересах развития государства? Самостоятельно понимают эти интересы и в соответствии с ними составляют и реализуют программы? Или все управляется в ручном режиме Президентом?
На заседании президиума Госсовета 25 августа руки (или ноги) дошли до проблем образования. Владимир Владимирович лично высказал недоумение по поводу понятия «образовательные услуги», обилия контрольных работ и системы оплаты труда педагогов. Замечательно, что глава государства разобрался в проблеме. Однако, его ли это дело?
Чем занимались четырнадцать департаментов Министерства образования и науки, включая Департамент стратегии, анализа и прогноза? Что там анализировали и как спрогнозировали недоумение Президента?
Вообще, в педагогическом сообществе недоумение по данным вопросам существовало с тех пор, как умники в Министерстве образования пролоббировали ЕГЭ и превращение просвещения в базар знаний со всеми, вытекающими из этого, последствиями. Если не ошибаюсь, инициировал метаморфозы Владимир Филиппов в 2001 году. Он же предложил принцип подушевого финансирования и введение новых стандартов образования. Идеи выглядели здравыми. Однако, вышло, то что вышло.
Читать на ЛитРес / Читать на Bookmate
Дешевле купить у автора
Новые стандарты образования наводнили школы отчётностью.
Подушевое финансирование убило качество преподавания.
ЕГЭ… Все помнят, как нам предлагали Единый государственный экзамен, как средство борьбы с коррупцией при поступлении в ВУЗы. Да, теперь, формально, стало бессмысленно давать на лапу председателю приёмной комиссии ВУЗа или нужным людям в ректорате. Однако, вокруг ЕГЭ кормится такое количество предпринимателей начиная от официальных подготовительных курсов ВУЗов, заканчивая подпольными репетиторами, что прежние взятки при поступлении кажутся детскими играми. На подготовку к ЕГЭ тратятся астрономические суммы. Если они, конечно, есть. А если их нет?
Теоретически сегодня можно сдать ЕГЭ в условном Барабинске и поступить по баллам в МГУ. Но есть ли в Барабинске преподаватели, способные подготовить ученика на 280-300 баллов? Скорее нет. Да и родителей, имеющих возможность выкинуть на подготовку чада к поступлению в престижный ВУЗ 500 -700 тысяч тоже вряд ли удастся найти.
Высшее образование стало доступнее? Сомнительно.
Гарантирует ли ЕГЭ то, что в ВУЗы придут действительно подготовленные абитуриенты, а из стен высших учебных заведений выйдут настоящие специалисты своего дела? Вовсе нет. Хотя бы потому, что наряду с бюджетными местами появились коммерческие. Папа-мама оплатят диплом, и во взрослую жизнь придёт очередной недоросль. Более того, в ВУЗах процветает торговля лабораторными, курсовыми и дипломными работами. Раз объявили образование рынком, то оно и существует как рынок. Толчётся, торгуется, зарабатывает деньги.
Хорошо, Президент раздал поручения, и теперь процесс получения знаний населением будет называться не образовательной услугой, а как-то иначе. Могучий аппарат чиновников слегка скорректирует курс и изменит формулировки в документах, регламентирующих работу системы образования.
Но исчезнет ли автоматически сформировавшийся рынок образовательных услуг? Да с чего бы?
Сегодня по радио слышу, что доблестные чиновники Минобра отчитались о проделанной работе и теперь по одному предмету в одной параллели можно будет проводить контрольные не чаще, чем раз в две с половиной недели. На фоне того, что ещё недавно преподаватели могли назначать контрольную на каждом занятии – это, конечно, прогресс. Хотя в мою бытность учеником средней школы, контрольными, как правило, завершали изучение крупной темы, четверть или полугодие. Прошли, закрепили, проконтролировали уровень знаний. В этом была логика. В ежедневных контрольных логики, лично я не вижу.
Есть ещё одна сторона ЕГЭ. Мы, в выпускном классе сдавали десяток экзаменов. Но готовились к ним, по сути, только в последнее полугодие. Повторяли темы за весь школьный курс. Девять с половиной лет мы получали новые знания.
Сегодня к ЕГЭ начинают натаскивать с десятого класса. Т.е. подготовка занимает почти два года. В течение двух лет учащиеся, фактически, не узнаютничего нового . Но с введением ЕГЭ количество предметов не уменьшилось. А объём информации увеличился. Отсюда, во-первых, не 5-6, а 7-8 уроков в день плюс всевозможные добровольно-принудительные дополнительные занятия. Во-вторых, игнорирование учащимися предметов, по которым они не планируют сдавать ЕГЭ.
На выходе хроническое перенапряжении и недосыпание подростков, при весьма спорных результатах обучения.
Двадцать лет совершенствования системы привело образование в тупик, выезжать из которого приходится под личным управлением Президента. За что всё это время получали зарплату чиновники, курирующие отрасль? За перекладывание бумаг и рассылку циркуляров?
Если так пойдёт дальше, то без персональных указаний первого лица страны у нас и дворники разучатся улицы подметать. Оно нам надо?