Для кого-то сумка “Биркин” — всего лишь сумка из крокодильей кожи, пусть даже и очень хорошей выделки, а “Лабутены” — обычная обувь с красной подошвой. Но для многих и многих имя, бренд, марка какой-либо вещи — это настоящий культ. В порыве сумасшествия за теми же “Биркинами”, цена на которые сопоставима с симпатичным автомобилем, выстраивается двух-трехгодичная очередь. И вопроса, зачем она им нужна, если в мире полно других неизвестных, но столь же красивых крокодиловых сумок, брендоманы не понимают: имя для них — это судьба.
В последний раз подобное брендопомешательство наблюдалось в московском магазине “H&M”, представляющим недорогую дизайнерскую шведскую одежду. Компания известна еще и тем, что время от времени договаривается с известными модельерами и выпускает лимитированные коллекции. В апреле в магазин поступили платья, костюмы и сумки от британского модельера Мэтью Уильямсона. За пестрой, расшитой павлиньими перьями, одеждой выстроилась огромная очередь. Некоторые покупатели просто кидали в корзину все, что видели с этикеткой MW. Апогеем этой грандиозной демонстрации любви к брендам стала сцена, в которой девушка на выходе из магазина вертела в руках кричащую зелено-голубую с золотым пером сумочку и почти плакала: “И с чем мне это носить?”. “Какая разница”, — ответила ей подружка. — Это же от Уильямсона!”.
Говорят, так сильно помешаны на брендах только русские. Только они готовы покупать пять плохих ремней с бляхами “D&G” вместо одного хорошего. Но даже если речь идет не о подделках, а о настоящих марочных вещах, то и тут наша страна впереди: несмотря на то, что на новые именные коллекции в той же Москве ценники выставлялись в три-десять раз выше, чем на остальной части планеты, с вешалок сметалось все. Так продолжалось десять лет, а сейчас начались перемены. И дело даже не в кризисе, хотя и он тоже внес свою лепту в период охлаждения.
— В последнее время наконец-то случилось перенасыщение брендами и марками, — рассказала дизайнер, зам. директора экспертной комиссии компании “Edit-O” Юлия Соковина. — Люди привыкли к тому, что все доступно, и стали терять интерес. Это во времена железного занавеса у людей не было возможности выращивать свой оригинальный стиль. Поэтому и приключилась у нас брендомания как способ показать, насколько ты отличаешься от других. Кроме того, бирка работает как индикатор статуса и размера заработка человека, но постепенно это перестает быть актуальным. В Европе данный период уже прошли. Модель с мировой славой Кейт Мосс не стесняется надевать одежду от Роберто Кавалли одновременно с вещами, найденными на блошином рынке. А смотрится это здорово.
К тому же уменьшившаяся денежная масса и готовность покупателей совершать бездумные покупки привела к тому, что новые коллекции в регионы либо не приходят совсем, либо в меньшем количестве и по значительно завышенным ценам. В период экономии эти числа на бумажках уже не оплачиваются с прежней лихостью. Покупатели постепенно начали переводить статус своих покупок из одного класса в другой, пониже рангом. Встает вопрос, а если отказаться от известных брендов, как сохранить прежний вид и лоск? Возможно ли это в принципе?
По мнению Юлии Соковиной, ответ не так однозначен. Часто демократичные марки делают остромодные версии того, что можно видеть на подиумах. А если вещь выйдет из моды уже через пару месяцев, то какой дизайнер станет ломать голову над плетением нити в ткани и сорте льна? Им это не нужно — остромодная вещь должна быть настолько дешевой, чтобы было не жалко ее выкинуть или просто отложить в дальний угол. Другое дело — одежда с именем: понятно, что, покупая костюм от Hugo Boss или Escada, человек рассчитывает: он будет носить его продолжительное время. А значит, вещи должны быть изготовлены не из простого хлопка, например, а из вощеного, нити должны быть скручены определенным образом, чтобы костюм не потерял свой вид. В этом и состоит достоинство дорогого бренда. Но Юлия отмечает и другую тенденцию.
— Мода скоротечна, практически неуловима. Поэтому все бренды и марки обязаны показывать новые коллекции не менее двух раз в год, соответственно, меняя и ассортимент в своих магазинах. Не успели еще износиться вещи из зимней коллекции, как появляется новая — весенняя. Отсюда и новый курс всей модной индустрии на ухудшение качества. От бренда остается только сказка, выдуманная мечта, которой люди следуют по привычке. На французских семинарах нам рассказывали такие случаи: сотрудники текстильной компании рекламируют представителям какого-либо бренда ткань, рассказывая, что ей не будет сносу 70 лет. Люди от домов моды на это только машут руками: “Нам такое не надо, нам нужно на год, не больше!”. Но не стоит заблуждаться, думая, что бренды выпускают одежду из совсем уж плохоньких материалов. За качеством тут все-таки следят — оно никогда не уравнивается с качеством совсем дешевой одежды. Дизайнеры известных брендов разрабатывают неповторимую расцветку тканей, бледное подобие которой можно видеть потом у демократичных марок. К тому же, например, у Armani в производственных мастерских стоят специальные прессы, которые правильно “подсаживают” и придают форму каждой детали одежды: плечевому, локтевому сгибам, воротнику и так далее. Повторить подобную посадку костюма, который будет смотреться как влитой, невозможно.
Однако если нет финансовой возможности приобретать брендовые вещи, можно найти и другие варианты. Во-первых, сейчас все актуальнее становится индивидуальный пошив. Юлия отмечает, что клиентов не убавляется: в магазинах трудно найти вещь по адекватной цене, которая имеет посадку точно по фигуре и отличается высоким качеством. Во-вторых, дорогим может быть только базовый гардероб — костюм, юбка, блузка. Добротную базу можно разбавлять более дешевыми аксессуарами и добавочными деталями. В-третьих, всегда остаются дисконты и стоки. Сюда можно приходить в поисках старых коллекций любимых марок и брендов, которые реализуются уже по меньшей цене.
А что касается иррациональной любви ко всем этим дольчам и каваллям, то стоит задуматься о том, что заветные логотипы уже давно никому ничего не говорят. После того как подделки Луи Вьютона появились у бабушек на рынке, даже состоятельные люди начали от них отказываться — нестатусно. А новый тренд — выискивать одежду от неизвестных бельгийско-шведо-японских дизайнеров с трудно произносимыми именами. Название бренда все равно никто выговорить не сможет, а вещи интересные и недорогие.
Текст Нина Фатеева
Фото Олега КУЗЬМИНА
Опубликовано в красноярской газете "Городские новости" №64 от 8 мая 2009