Каждая девица в деревне мечтала выйти замуж за Мирослава. Уж всем был хорош сын старосты - и родом, и статью, и красотой. Как глянет Мирослав на девчачью стайку, что у забора кучкуется, так сразу девчонки растекаются. А ещё добрым был без меры да душой компании. Как начинаются вечерние посиделки, так Мирослав в центре внимания, шутки шутит такие, что гогочет молодёжь на всю деревню да кур распугивает.
И полюбилась ему Цветана. Девушка спокойная, симпатичная, рукодельница редкостная. За что не возьмётся девица, так всё спорится в умелых руках. Поначалу Мирослав у околицы возле дома её всё топтался, не решался Цветану на прогулку позвать. Девушка делала вид, что не замечает его, а сама нет-нет да глянет в его сторону.
В одно из гуляний вручил Мирослав Цветане яблоко с серебряной монеткой. У всех девиц в компании от зависти дыхание спёрло, но что тут поделаешь? Начал Мирослав за Цветаной ухаживать, а та ему взаимностью отвечала, всё шло к свадьбе. Вся деревня нарадоваться не могла на столь красивую и хорошую пару, верили, что проживут они душа в душу много лет.
Вот только была одна завистница у них, по имени Злата. Злата давно уже на Мирослава заглядывалась, хотя и была старше на десять лет. И даже знаки внимания ему оказывала, да Мирослав игнорировал. А когда узнала Злата, что парень за другой девушкой ухаживает, так с горя почернела, сгорбилась, озлобилась.
По мнению её мнению, Мирослав должен был принадлежать только ей!
И задумала Злата невесту уморить. А там уж она постарается, сможет Мирослава пожалеть, дабы он только на неё смотреть начал.
Уж незнамо, с какой нечистью Злата или её родня водилась. Никогда за ними в деревне ничего такого не замечали. Но когда до свадьбы неделя оставалась, Злата сама к Цветане пришла. Якобы для того, чтобы поздравить невесту да подарок ей вручить. Улыбалась Злата ещё так, что кровь в жилах застывать начинала. Но Цветана так была рада предстоящему торжеству, что совершенно не обращала внимания на чужие завистливые глаза. Да и все девчонки в деревне для неё подругами были, совершенно не ожидала она ножа в спину от кого-либо. Злата сказала, что на свадьбу прийти не сможет, и подарила невесте гребень. Красивый гребешок из тёмного неизвестного металла, с красивой гравировкой. Замысловатые узоры хотелось разглядывать часами, и Цветана обрадовалась подарку, крепко обняв Злату и с благодарностью пригласив её на приготовления к свадьбе.
Злата же отказалась и поторопилась уйти из дома, отговорившись своими делами, и что нет у неё времени в чужом празднике учувствовать.
А на следующий день Цветана слегла. Напала на неё неведома хворь. Головная боль и тошнота начали преследовать девушку. Цветана побледнела вся, из дома прекратила выходить, лежала, не вставая. Вся родня её переполошилась, пригласили знахаря местного. Знахарь сказал, что она просто отравилась, прописал что надобно в таких случаях пить, и ушёл. Но Цветане лучше не стало, на второй день она волосы терять начала. Мирослав же у дома любимой разве что не ночевал, переживал за неё страшно, но ничем помочь не мог.
А невесте всё хуже становилась, Злата же, наоборот, улыбалась, аж светилась вся, ходила по деревне довольная. Не говорила ничего, но все подозревали её в колдовстве, что наслала она на девушку какое проклятье. Но опять же - доказательств никаких не было, и все бессильно руки опускали.
Неизвестно куда мать Цветаны ушла одним вечером. Она вся посерела и высохла, чуяло материнское сердце, что ребёнка своего потерять может. Тем более день ото дня всё хуже девушке становилось.
Как мать Цветаны ушла, так налетела на деревню лютая буря, какую давно здесь не видели. Ливень шёл стеной, дальше собственного носа ничего видно не было, да ветер завывал так, что можно было оглохнуть. Попрятался народ по домам, боится выходить.
Мирослав остался в доме Цветаны. А в доме тихо - ветер воет где-то за стенами, а в самом доме все на цыпочках ходят. Пахнет в доме настойками, староста по кухне ходит, всё никак успокоится не может. Братья и сёстры Цветаны на чердаке сидят, тоже по-своему за сестрицу переживают. И разливается отчаяние в воздухе тягучей патокой, совершенно никто не знает, что делать да как помочь.
В комнате Цветаны тяжело пахнет лекарствами, Мирослав каждые полчаса ходит, меняет холодное полотенце на её лбу. Боится надолго любимую оставлять.
Мать Цветаны вернулась за полночь, привела с собой какую-то старушку, замотанную в несколько платков. Промокшие они были насквозь, от мужа мать отмахнулась, и они сразу прошли в комнату к Цветане.
- Ох, совсем воздуху не даёте дивчине! Милок, открой окошечко, пусть подышит. И тряпку эту убери. А сам сядь в угол за дверь и не мешай, что бы тут не происходило. Вижу, что тебя отсюда не выгнать, значит помогать будешь, - мягким, но очень строгим голосом начала старушка. С её платка на пол вода капала, но она совершенно не обращала на это внимания. Когда Мирослав открыл окно, впуская в окно дождь и ветер, она мать отправила отогреваться да переодеваться, после чего закрыла дверь.
Парень же присел в углу за дверью. И рад бы что спросить - но словно язык к нёбу прилип.
А бабушка между тем осматривает Цветану, ворчит что-то себе под нос:
- Вот ведь, такую красоту сгубить из зависти! Сами ведь не знают, с чем якшаются, а мне теперь расхлёбывай... Но ничего, ничего ,сдюжим. Ещё бы пару дней, и не было бы твоей любимой. А ты бы за ней пошёл, вижу, как вы дороги друг другу. Редко такое бывает, взаимное и крепкое, поэтому будете жить. Но ты мне сейчас не мешай. Сиди тихонько. - она на Мирослава лукаво смотрит, а тот даже шевельнутся не может.
То, что она делает, ему совершенно непонятно, и он, наконец, соображает, что это наверное ведьма. И он чувствует огромное облегчение от того, что она поможет! Почему-то сразу в её слова верится, что поможет она и спасёт Цветану от гибели.
А ведьму бабкой назвать язык не поворачивается. Она бабушка - с таким же добрым лицом и светлыми глазами. Такие бабушки любят печь пирожки и всегда помогут.
- Вот зараза! - громко восклицает бабушка, до этого долго шаря руками в изголовье кровати, прямо под подушкой, на которой лежит Цветана. После чего берёт какую-то тряпку и аккуратно вытаскивает из под подушки гребень, подаренный Златой.
- Вот, милок. Смотри внимательно! Это дурной подарок. Сделан он из дурного металла, который в плохом месте лежал. Сделан дурными людьми и ничего хорошего не несёт. Невеста твоя ещё сильная оказалась, обычно уморить может человека дня за четыре. Но ничего, ничего, будет сюрприз завистникам! - бабушка хихикает, прячет гребень, предварительно завернув его в тряпку, куда-то в недра своих платков.
Она до самого утра что-то шепчет над девушкой, поит её какими-то отравами. Мирослав всё время находится рядом, даже умудряется заснуть, сидя прямо на корточках.
А утром он просыпается от слабого голоса Цветаны. Она очень слаба, но в утренних лучах солнца её ранее бледные щеки наливаются румянцем. Она очень проголодалась и слабо улыбается жениху, сердце которого радостно колотится где-то в горле. Душа буквально поёт! Перепоручив невесту родственникам, он бросается искать бабушку, чтобы отблагодарить её. Он хочет бросить к её ногам все богатства мира, лишь бы отблагодарить эту женщину! Но мать Цветаны говорит, что бабушка ушла, но попросила передать, чтобы он готовил свадебный подарок. А там уже потом они должок вернут.
Цветана быстро поправилась и встала на ноги. А как девушка окрепла, так и свадьбу сыграли, гуляли всей деревни!
Единственное, не было Златы и матери её на гуляниях. Кумушки шептались, что обе слегли от той же хвори, что раньше Цветану поразила. А потом обе куда-то исчезли - дом запертый стоял. Но никто даже и не подумал обратить на это внимания - не до того было. Да и с облегчением кто-то вздохнул из соседей, конечно. Такое странное и недоброе соседство их тяготило.
Жили Цветана и Мирослав душа в душу. Крепкой семья их оказалась всем на зависть. Но были они оба внимательны к своему окружению и больше никаких подарков дурных не принимали.
И про долг они помнили всю жизнь.
И когда на их пороге появилась бабушка, слегка постаревшая, но им обоим такая знакомая, с радостью приняли её в дом. Оба уже были в том возрасте, когда солнце жизни начинает склонятся к закату. Дети их разлетелись-разъехались, строили свои жизни, и с ними осталась жить младшенькая, любимая доченька.
Тяжело им было расстаться с дочерью, но долг стоило отдать. Конечно, бабушка никого неволить не стала, просто рассказала младшей дочери о том, что готова ей подарить.
И та согласилась.
Ушла она с бабушкой, хотя и тяжело ей было родителей оставлять, пусть и не озвучено это было, но понимала, что никогда она их не увидит. Но знала, что будут её родители счастливы ещё очень долго и уйдут вместе, как и суждено.
Долг был отдан.
#рассказ #проза #деревенская мистика #мистика
КОНЕЦ \ КАРТА КАНАЛА