Найти в Дзене
Шизостория

История одного героя. Часть 2

Концлагерь Маунтхаузен представлял собой систему, состоящую из центрального лагеря и 49 филиалов, разбросанных по всей территории бывшей Австрии. Основной особенностью лагеря являлся карьер из которого узники каждый день, на своих спинах по крутой лестнице доставали камень. Самой знаменитой историей из этого лагеря смерти стала история генерала Карбышева. Как только мы вступили на территорию лагеря, немцы загнали нас в душевую, велели раздеться и пустили на нас сверху струи ледяной воды. Это продолжалось долго. Все посинели. Многие падали на пол и тут же умирали: сердце не выдерживало. Потом нам велели надеть только нижнее бельё и деревянные колодки на ноги и выгнали во двор. Генерал Карбышев стоял в группе русских товарищей недалеко от меня. Мы понимали, что доживаем последние часы. Через пару минут гестаповцы, стоявшие за нашими спинами с пожарными брандспойтами в руках, стали поливать нас потоками холодной воды. Кто пытался уклониться от струи, тех били дубинками по голове. Сотни л

Концлагерь Маунтхаузен представлял собой систему, состоящую из центрального лагеря и 49 филиалов, разбросанных по всей территории бывшей Австрии. Основной особенностью лагеря являлся карьер из которого узники каждый день, на своих спинах по крутой лестнице доставали камень.

-2

Самой знаменитой историей из этого лагеря смерти стала история генерала Карбышева.

-3

Как только мы вступили на территорию лагеря, немцы загнали нас в душевую, велели раздеться и пустили на нас сверху струи ледяной воды. Это продолжалось долго. Все посинели. Многие падали на пол и тут же умирали: сердце не выдерживало. Потом нам велели надеть только нижнее бельё и деревянные колодки на ноги и выгнали во двор. Генерал Карбышев стоял в группе русских товарищей недалеко от меня. Мы понимали, что доживаем последние часы. Через пару минут гестаповцы, стоявшие за нашими спинами с пожарными брандспойтами в руках, стали поливать нас потоками холодной воды. Кто пытался уклониться от струи, тех били дубинками по голове. Сотни людей падали замёрзшие или с размозжёнными черепами. Я видел, как упал и генерал Карбышев. В ту трагическую ночь в живых осталось человек семьдесят. Почему нас не прикончили, не представляю. Должно быть, устали и отложили до утра. Оказалось, что к лагерю вплотную подходили союзные войска. Немцы в панике бежали… Я прошу вас записать мои показания и переслать их в Россию. Я считаю своим священным долгом беспристрастно засвидетельствовать все, что я знаю о генерале Карбышеве. Я выполню этим свой маленький долг перед памятью большого человека", - такими словами 13 февраля 1946 года закончил свой рассказ представителю советской миссии по репатриации в Великобритании умиравший от последствий этой экзекуции в госпитале под Лондоном франко-канадский офицер.
майор канадской армии Седдон де Сент-Клер, 13 февраля 1946 г.

Жизнь в лагере и постоянный труд подорвали здоровье моего прадеда, но сдаться он просто так не мог. Когда союзные войска стали подходить к лагерю среди охранников и ss началась паника.

-4

Начальник лагеря приказал уничтожить все улики, а заключённых решили отвести в бомбоубежище и подорвать. Но подпольщик Павел Бурда понял намерение немцев и передал это соседям по строю, двигавшемуся в сторону убежища. Заключённые начали вести себя нервно, что выводило из себя начальника. Бурда понимая что ещё не время с помощью своих товарищей решил успокоить строй и приказал ждать.

Подходя к бомбоубежищу, Павел снова скомандовал: у входа остановиться и обезоружить конвоиров. Подпольщики были заранее подготовлены Павлом и хорошо поняли команду. Выбрав удобный момент, один из пленных офицеров ударил конвоира в живот, обезоружил и связал. Следом за ним упал второй, третий… Колонну пленных начали расстреливать. Но заключенным было чем ответить — теперь у них было оружие.

-5

Около 20 убитых конвоиров и более сотни взятых в плен. Вернувшись обратно в лагерь, узники еще двое суток охраняли его своими силами. На третий день в Линц прибыли союзники.

После войны к прошедшим концлагеря отношение было плохое их считали предателями. Прошли годы пока к Аркадию не приехали два военных корреспондента. Они собирали информацию по польскому сопротивлению и благодаря им вышли на Ворожцова. На основе его воспоминаний и информации из Польши была написана книга "Золотой крест", которая очень подробно рассказывает те события.

Годы шли и отношение менялось, моего прадеда стали приглашать в школы, на собрания партии. Все чаще он слышал слово герой. Но лагеря подорвали его здоровье и весной 1976 года, по пути на собрание партии моему прадеду стало плохо, сердце остановилось.