Решение Австралии разорвать свое соглашение на 90 миллиардов долларов с Францией на 12 дизельных подводных лодок и вместо этого сделать выбор в пользу строительства атомных судов с Великобританией и США является знаковым моментом для геополитики Азиатско-Тихоокеанского региона и мировой оборонной промышленности.
Ключевое различие между построенными французами и предлагаемыми новыми подводными лодками заключается в технологии силовой установки, которую они будут использовать. Суда из Франции, базирующиеся на атомных судах класса Barracuda этой страны, должны были иметь дизель-электрическую силовую установку.
Одним из преимуществ является то, что дизель-электрические подводные лодки, как правило, меньше по размеру и могут работать бесшумно, выключая дизельный двигатель и полагаясь на питание от аккумулятора. Однако недостатком является то, что лодки должны регулярно всплывать на поверхность для обеспечения работы своих дизельных двигателей, для подзарядки аккумуляторов. Атомные подлодки такими проблемами не страдают.
Австралия изначально выбрала дизель-электрические подводные лодки, чтобы заменить свой собственный флот лодок класса Collins с традиционными двигателями.
Защищая решение Австралии, премьер-министр Австралии Скотт Моррисон рассказал, что он передал президенту Франции Эммануэлю Макрону в июне, что существуют «очень реальные вопросы о том, смогут ли обычные подводные лодки» удовлетворить потребности Австралии в стратегической безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе. Французские официальные лица говорят, что Париж предлагал в этом месяце переоборудовать подводные лодки в атомные, поскольку у него есть такая технология, но их предложение было встречено молчанием.
Однако решение пойти по ядерному пути не обойдется без проблем, учитывая отсутствие в Австралии критически важной инфраструктуры. Вся необходимая ядерная инфраструктура стоит очень дорого - люди, средства безопасности и стыковочные сооружения и это лишь небольшой перечень необходимого.
Пока не ясно, какой тип субмарины выберет Канберра. Однако он, вероятно, будет базироваться либо на британских подводных лодках Astute, построенных BAE Systems, либо на аналоге ВМС США класса Virginia, построенном американскими компаниями General Dynamics Electric Boat и Newport News Shipbuilding.
Один из ключевых вопросов будет заключаться в том, сколько критических технологий (бесшумность, гидролокатора и т.д.) своих кораблей британцы и американцы собираются передать австралийцам.
Австралия также значительно увеличит свой оружейный потенциал в рамках трехстороннего соглашения. Ричард Фонтейн, глава Центра новой американской безопасности, сказал, что Австралия разместит обычные ракеты на подводных лодках, которые имеют большую полезную нагрузку, чем оружие, которое было бы на французских судах. Решение о приобретении ракет Tomahawk, которые можно запускать как с кораблей, так и с подводных лодок, также является важным дополнением к возможностям Австралии.
«Томагавки превращают надводный военный корабль в стратегический объект, который может нацеливаться на военные объекты на берегу с расстояния в тысячу миль. Эта новая боевая нагрузка значительно повысит обычную ударную мощь австралийского военно-морского флота », - сказал Эрик Сэйерс, эксперт по обороне из Американского института предпринимательства.
Сэйерс сказал, что этот шаг продолжил тенденцию к принятию Канберрой общих боеприпасов с США, включая противокорабельное оружие, такое как торпеда MK48 и ракета LRASM, которая может быть запущена с истребителя F-18.
"Томагавки" дадут Австралии больше возможностей поражать цели в Китае в любом конфликте, что важно, потому что у США и их союзников будет меньше военных сил у побережья Китая, чем у китайских вооруженных сил. "Томагавк" открывает двери для дальних ударов по наземным целям, например, для уничтожения интегрированных систем противовоздушной и противоракетной обороны или авиационных ангаров, - сказал Сэйерс.
Британский премьер-министр Борис Джонсон, возможно, говорил о потенциальном воздействии на британскую промышленность, но руководители оборонных ведомств заявили, что еще слишком рано говорить о том, что это соглашение может означать для подрядчиков страны.
Саш Туса, аналитик агентства Agency Partners, сказал, что «программа оборонного оборудования на сумму более 50 миллиардов долларов, рассчитанная даже на, скажем, 20 лет, должна привести к некоторым победителям, особенно с учетом того, насколько Австралия привязана к США и Великобритании. У него нет собственной ядерной промышленности, поэтому потребуются многие десятилетия серьезной поддержки, включая прямые поставки ядерного топлива.
Компания BAE, которая строит подводные лодки для Королевского флота на своем предприятии в Барроу-ин-Фернесс в Камбрии, на северо-западе Англии, занимает более выгодное положение. Компания уже строит версию своих фрегатов Type 26 для австралийцев на новой верфи в Аделаиде. Rolls-Royce, поставляющий двигательные установки для британских подводных лодок, может построить реакторы для австралийского флота. Также отмечается, что британские АПЛ намного дешевле американских.
Представители Австралии заявляют, что они ожидают, что первые атомные подводные лодки будут построены в Аделаиде к 2040 году. Еще многое может пойти не так; строительство подводных лодок - грандиозное предприятие, и большинство программ печально известны задержками и превышением бюджета.