Совесть — это то, что Бог вложил в человека, чтобы напоминать ему, что Бог по-прежнему остается Богом. Совесть — венчающая слава человека нравственного. У животных есть инстинкт, но у них нет совести. Собака — это собака. Она не может захотеть стать кошкой. Животные не моральны и не аморальны — они просто не знают, что такое мораль. А человек знает. У него есть воля, есть выбор. Человек может быть “святым” или “дьяволом”. Однако Бог не оставил человека; Он создал в нем внутреннюю систему сигнализации, чтобы она побуждала его на добро и обвиняла в совершенном грехе. Чувство вины — это друг, а не враг. В противоположность убеждениям популярной психологии, первым шагом к спасению должно быть чувство вины. Единственное, что может смыть наш грех и нашу вину, — это кровь Христа.
Подобно Богу, Библии и святой жизни, совесть стала ностальгией, как бы шуткой:
“Совесть — это теща, чей визит затянулся до бесконечности”.
“Совесть заставляет вас рассказать все маме раньше, чем это сделает сестра”.
“Иногда мы трусость называем совестью”.
Совесть нельзя ни забывать, ни низводить до шутки. Если взять трагические случаи стрельбы из оружия, ставшие обычным явлением в последние годы, то отсутствие каких двух слов бросается в глаза? “Грех” и “совесть”. Мы ломаем себе руки от безысходности! “Доброделатели” предлагают всевозможные решения, хотя большинство из них оскорбительны для разума. В стране должно быть больше законов о ношении оружия и металлоискателей. Это “пластыри”, а не лечение! Лечатся симптомы; покупаются голоса; насилие продолжается. Подобное насилие будет делаться только более и более жестоким, пока мы не потребуем понимания того, “что такое хорошо и что такое плохо” (признания греха) и пробуждения совести. Этим принципам не учат дома, и они вне закона в школе! Я многого не знаю, но я знаю две вещи: (1) стрелявших не учили различать добро и зло и (2) у них не развито христианское сознание. Совершенно очевидно, что родители, школа, город должны воспитывать в каждом ребенке добрую совесть — и чем скорей, тем лучше!
Мы “продали наши души психологии”. Нами руководит психология, а не теология. Психология отвергает реальность греха; в психологии нет места для совести. Психология терпит поражение во всех важнейших областях жизни. Для образования и философии совесть — загадка. Нравственность теперь подменяют “ценностями”. Культурные ценности тоже терпят поражение. Нельзя с доброй совестью отрицать совесть! Она есть! Ее нельзя отвергать! Совесть — это представитель Бога в человеке. Очень важно, чтобы свои приказы она брала только у Него. Совесть — это убедительное доказательство существования Бога! Совесть может стать нашим лучшим другом или нашим злейшим врагом. Когда совесть умирает, исчезает и надежда. Источником совести является душа, равно как страстей — тело. Власть совести есть власть души над похотями плоти. Наша повседневная жизнь с Богом — это “жизнь по совести”.
В притче один старый индеец выразил это лучше всего. Он сказал, что в нем сидят две собаки, которые дерутся за контроль над ним. Его спросили: “И кто же побеждает?” Старик ответил: “Та, которой я говорю: «Фас!»”
ЧЕМ СОВЕСТЬ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ
(1) Совесть — это не закон, не норма и не стандарт. Здесь кроется наше самое большое непонимание. Совесть не говорит нам, что правильно и что неправильно. Совесть — не проводник; это “погоняло”! Совесть вдохновляет на добро и мучает нас, когда мы грешим. Давид сказал: “Грех мой всегда предо мною” (Пс. 50:5). Совесть — это “я должен” внутри нас. Совесть говорит нам, что мы должны поступать правильно, но не говорит, что значит правильно. Нормой — законом, стандартом — является Божье Слово (Библия). Ничто так не радует, как одобрение совести; ничто так не осуждает, как нечистая совесть. Совесть — это наша “полиция нравов”. Сделав вывод: “Это было плохо!” — совесть кричит: “Сделай что-нибудь!” Совесть — не закон и не законодатель. Однако совесть предполагает наличие и понимание закона. Когда человек признает обязательность закона, тогда и совесть действует соответственно. Совесть — это факт.
У совести двойная роль — законодательная и судебная. В своей законодательной роли совесть определяет правильность или неправильность поступка. Это основывается на законе, знании и понимании. В судебной роли совесть оправдывает или обвиняет. Это вовлекает наши чувства. Сердцу (совести) Давида стало больно оттого, что он совершил прелюбодеяние и убийство (1 Цар. 24:6; 2 Цар. 11:14, 15; 12:9; 24:10). Давид просил Бога о чистом сердце, о новом и правом духе (Пс. 50:12). Поступать против совести всегда неправильно (Рим. 14:23).
(2) Совесть — не всегда надежный водитель. Павел разорял церковь; он гнал Христа и участвовал в побивании Стефана камнями. И все это он делал с чистой совестью (Деян. 23:1). Совесть не меняется; Павел не изменил свою совесть. Меняется ваша информированность, ваши знания и ваши убеждения. Когда Павел узнал больше, его совесть изменила его. Совесть не может сделать истину заблуждением, как и заблуждение — истиной. Иными словами, совесть может быть очень эффективным водителем, но чистая (добрая) совесть — еще не гарантия правоты. В глубокой вере некоторые мамаши бросают своих маленьких детей крокодилам — с вполне доброй совестью. Совесть не спасает и спасти не может. Чистая совесть — еще не гарантия правоты человека. При том что поступать против совести всегда неправильно, следовать совести не всегда правильно. Совесть находится во власти нашей информированности, наших убеждений. Мы должны надлежащим образом информировать нашу совесть с помощью Писаний и здравого смысла. Давид хранил Божье Слово в своем сердце, чтобы не грешить (Пс. 118:11). Опираясь на Божьи заповеди, вы не нарушите их.
Например, самолетовождение осуществляется с помощью компаса, но стрелка компаса может прыгать, отклоняться вперед или назад. Вести самолет полагается с помощью гирополукомпаса (ГП). Устанавливается ГП по компасу в горизонтальном полете. Каждые пятнадцать минут требуется приводить ГП в соответствие с компасом. Вот так и в жизни: мы живем по своей совести, но каждый день мы должны приводить ее в соответствие с Божьим Словом. Совесть побуждает, но не принуждает. Совесть неподвластна нашей воле.
(3) Совесть — это не “Божий голос в человеке”. Тот голос — Библия. Совесть — это “человеческий голос в человеке”. Не мы повелеваем ею; она повелевает нами. Шекспир сказал: “Совесть делает всех нас трусами”. Мы возвышаемся над ней и все же подчиняемся ей. Суд не может указывать, каким должен быть закон. Это функция законодательной власти. Суд старается определить, что говорит закон, и действовать соответственно. Человеческий разум устанавливает закон; человеческая совесть стремится исполнять его. Суд был бы бессилен без закона; закон был бы в равной степени бессилен без суда.
Всякий призыв к совершенству, если его не соотнести с совестью, напрасен. Даже сатана, и тот знает, что правильно и что неправильно. Никто не обвинит сатану в тупости! Совесть — это “свойство, сила, внутренний принцип человека, с помощью которого он определяет характер своего собственного поступка”. Совесть — это сам человек, разговаривающий с собой с позиции нравственности. Следовательно, человеческая совесть не может влиять на убеждение другого человека, а только на свое собственное. По этому принципу язычники “сами себе закон” (Рим. 2:14). “Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним” (Прит. 28:1). Христианам велено подчинять всякую мысль Христу (2 Кор. 10:5). Совесть отражает отношение человека к Богу и дает ему знать о Божьем отношении к нему. Совесть категорична в своем суждении. Она судит, не давая разъяснений. Совесть абсолютна в своем приговоре. Не может быть ни сделки, ни компромисса.
Совесть индивидуальна в своем суждении. Совесть нельзя подкупить. Никогда ничего не делайте вопреки своей совести. Всегда помните: как у христианина, у вас не бывает выходных.
СОВЕСТЬ И ПИСАНИЯ
В Ветхом Завете нет слова, точно передающего понятие “совесть”. Тем не менее, это часть того, что называется “сердцем”. Давид, Израиль и даже язычники каялись перед Богом, потому что это им подсказывала совесть. Сегодня люди либо игнорируют, либо отрицают совесть. Изучите свой Новый Завет. Вы будете удивлены количеством косвенных ссылок на совесть (тридцать одна). Однако само слово в Евангелиях встречается только один раз (Ин. 8:9). Этот факт тоже примечателен. В данном отрывке речь идет о женщине, “взятой в прелюбодеянии”. Побуждаемые совестью, обвинители молча разошлись под пристальным взглядом Иисуса. Прочтите Нагорную проповедь, особенно заповеди блаженства. Иисус и блаженства — одно и то же. Блаженства — это Иисус, духовность и совесть.
Слово “совесть” в Библии встречается только у трех авторов: Иоанна, Петра и Павла. Павел использовал его двадцать раз (восемь раз в связи с употреблением в пищу мяса). Сказанное Петром в 1 Пет. 3:15-21 поражает нас. Евангелизация идет от совести. Это гарантирует евангелизацию. Крещение есть акт совести, а не дело человека, которое можно вменить в заслугу. Бог хочет, чтобы человек был уверен в своем спасении. Сновидения, ощущения и заявления типа “мне так кажется” не засчитываются. Совесть ратифицирует крещение.
Пожалуй, самое замечательное библейское утверждение находится в Евр. 4:12: “Ибо Слово Божие живо, и действенно, и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, суставов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные”. Библия испытывает душу, как ничто другое. Божье Слово приводит Бога к нам, нас к Богу и нас к нам самим.
Библия говорит о:
«...немощной совести» (1 Кор. 8:7)
«...оскверненной совести» (Тит. 1:15)
«…чистой совести» (1 Тим. 3:9)
«…доброй совести» (Евр. 13:18)
«...клейменной совести» (1 Тим. 4:1-3)
«...свидетельствующей совести» (Рим. 2:15)
«...свидетельстве нашей совести» (2 Кор. 1:12)
Вывод очевиден: мерилом для совести должно быть Божье Слово. Это подразумевает как здравое учение, так и святую жизнь.
СОВЕСТЬ В УБЕЖДЕНИИ
Отрицать или обесценивать истину — разрушать убеждение. Если истина ничего не значит, зачем тогда иметь убеждения? Зачем беспокоиться? “И познаете истину, и истина сделает вас свободными”, — сказал Иисус в Ин. 8:32. Ни один человек в здравом уме не станет подвергать сомнению “истину” в этой “истине”. В Библии мы черпаем глубокие убеждения относительно Бога, людей и жизни. Человек живет и умирает со своими убеждениями. Совесть высказывает утверждения, потому что совесть имеет убеждения. Убеждения определяют поведение. Убеждение требует действия и диктует поступки. В Иак. 2:17 сказано: “Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе” (см. также ст. 20, 26). Христиане живут в соответствии с убеждениями, а не “зонами комфорта”. Слишком многое, что делается сегодня в религии, диктуется “зонами комфорта”. Совесть нужно информировать, упражнять. Совесть, как всякая другая способность тела и души, должна развиваться посредством упражнений.