В СССР проблем со сбытом новых авто не существовало. Был такой дефицит, что люди готовы были передвигаться хоть на чем, главное с мотором. Ситуация изменилась с распадом Союза и перехода экономики на капиталистические рельсы.
Многие автозаводы неожиданно осознали, что часть их моделей никому не нужна. И таких примеров было не мало.
ИЖ 2126 Орбита
В далеком 1972 г. на ижевском заводе создали революционный переднеприводный прототип ИЖ 13. Но решением сверху идею переднего привода признали бесперспективной. Задачу поставили сделать новую модель с классическим приводом и максимальной унификацией с серийным ИЖ 412. Первым прототипом стал ИЖ 19, а индекс 2126 модели присвоили в 1977 году.
Двигатель остался прежний УЗАМ 412 (75 л.с.). Никуда не делась и главная беда Москвичей – Омская КПП. Но был и ряд прогрессивных на тот момент технических решений: передняя подвеска McPherson, сзади рессоры наконец-то уступили место пружинам, появился реечный рулевой механизм.
Вот только путь на конвейер занял бесконечные 13 лет. Когда серийные машины под именем «Орбита» поступили в продажу в 1990 г., они оказались попросту не нужны покупателям. Сказалась и морально устаревшая конструкция, и общая ситуация в стране, и открытие границ для иномарок, и некачественная сборка…
Чего только не пытались сделать заводчане ради увеличения продаж. Модернизировали, переименовывали в «Оду», выпускали модификации от универсала 21261 «Фабула» до полноприводного хэтчбека 2126-060, ставили моторы от отечественного двухлитрового УЗАМ 3320 до дизеля Perkins. Все было безуспешно. Хоть немного оживить спрос помогли только коммерческие фургоны и пикапы 2717.
До того как в июле 2005 г. все модификации «Оды» сняли с производства, удалось выпустить всего 300 тыс. экземпляров. Для сравнения, в былые времена вазовская классика расходилась таким тиражом за год.
УАЗ 3160 Симбир
Когда в 80-е предприятия начали переводить на хозрасчет, УАЗу срочно потребовался продукт для «гражданки». Ведь кроме военных и колхозников, их модельный ряд мало кого интересовал.
Разработка модели 3160 Симбир стартовала в 1989 г. Поскольку весь «мозговой центр» УАЗа в тот момент занимался очередной опытно-конструкторской работой в интересах военных (проект 3172), к разработке гражданского внедорожника привлекли специалистов АвтоВАЗа.
Разработку авто с нуля не потянули, поэтому решили «накрыть» старое шасси УАЗ 3151 (экс-469) новым кузовом. Отсюда и странные пропорции: высокий, но короткий кузов.
Первые образцы были показаны в 1993 г., в серийная сборка началась в 1997 г.
Машина была «сырая», фактически ходовой макет. Хотя надо отдать должное разработчикам, они как могли пытались освежить шасси «Козла». Поставили спереди компактную пружинную подвеску, ГУР, управление раздаткой одним рычагом. В салоне появилась пластиковая панель приборов.
Цена при этом была взрослая, $8000, ощутимо выше, чем у легковушек. Поэтому при проектной мощности 50 тыс. машин в год, продавалось меньше тысячи.
Масла в огонь подливали журналисты, ругающие Симбир за все грехи. Финалом стал 2003 г. с выходом в АвтоРевю провального краш-теста УАЗа. В том же году сборку периодически приостанавливали, а в 2004 Симбир окончательно вывели с рынка.
Продолжение тут.
А какие из советско-российских авто вы считаете самыми неудачными? Пишите свои ответы в комментариях!