Найти в Дзене
Об играх и аниме

Мнение о фильме "Дюна" (2021). Очередная крутая работа режиссёра Дэни Вильнёва - и этим всё сказано.

Оглавление

Честно признаюсь, не люблю кино. В первую очередь, из-за того, что в последнее время один из самых доступных форматов не даёт повода хотя бы раз в пару месяцев сходить в кинотеатр и под хруст попкорна посмотреть что-нибудь интересное, потому что... нет ничего интересного. Увы, мне, как человеку, далёкому от моды на супергеройские фильмы (хотя тут не без просветов, ибо жду второго "Венома", но только его), а также не воспринимающему всерьёз нынешние ненужные драмы разной степени откровенности и спецЭффектные боевики без намёка на смысл, ловить особо нечего. Конечно, возможно, это - просто проблема моего чисто субъективного взгляда, который считает, что его очень трудно чем-то удивить...

... впрочем, иногда удивительное случается, и особенно оно любит появляться там, где ты его ну совсем не ожидаешь его появления.

Так уж получилось, что для меня единственное кино, ради которого я точно пойду в кинотеатр - это второй "Аватар". Больше весомых причин у меня не было... до того момента, пока я не узнал об анонсе очередной попытки экранизировать роман Френка Герберта "Дюна". Можно было бы спокойно пройти мимо этой новости, учитывая, что прошлые попытки "Дюны" в кино были не совсем удачными, однако факт того, что новый фильм режиссирует Дэни Вильнёв, убедил меня в том, что пропускать такое не стоит.

Забавно говорить о том, что в день, когда я со своей девушкой должен был пойти на "Дюну", я поимал себя на мысли что... что я не так сильно ждал продолжения "Аватара", как ждал очередную картину Вильнёва.

Эмоций, кстати, после просмотра у меня скопилось навалом, и именно в этом самом эмоциональном порыве и появился на свет этот материал-мнение. Тут я попробую пояснить, что в новой "Дюне" такого, что буквально всем стоит срочно бежать в кинотеатры.

Мир и сюжеты...

Фильм переносит зрителя в далёкое космическое будущее, которое стало возможным благодаря особой субстанции, которую в нашем переводе обозначили словом "Специи". Субстанция эта значима, поскольку именно она делает возможными межзвёздные перелёты.

Всё бы ничего, однако заветное полезное ископаемое имеется всего на одной планете - Арракисе. Это место получило славу самого опасного уголка во вселенной: сама планета представляет из себя пустыню, воды на ней практически нет, климатические условия до убийственного тяжёлые, а населяют её исключительно опасные агрессивные хищники - гигантские черви. Однако и в таких условиях обосновались люди, которых тут называют Фрименами. Фримены ценят Специи и часто используют их в качестве галлюциногенов - оттого глаза их приобрели синеватый оттенок. Они же недовольны тем, какими грязными методами пользуются пришельцы, добывающие полезный материал, поскольку нарушение границ владений аборигенов и их намеренный геноцид - не лучший способ налаживания отношений с местным населением.

Впрочем, с отношениями в этом мире не всё так просто. Играть в политику методами "Игр престолов" здесь очень даже любят. Человеческая цивилизация здесь оказалась разделена на зоны влияния, контролируемая Домами, которые, в свою очередь, подчиняются Императору, что стоит во главе так называемой "Галактической империи человечества". Их влияние порой настолько сильно, что достаточно сильный Дом может в одиночку выступить и против верховной власти, но местная "политика" выражается в противостояниях Домов между собой, которые могут вестись как открыто, так и древним методом устранения "ножом в спину".

Нашлось в этой политической каше место и для ордена Бене Гессерит, который отбирает и растит женщин со сверхъестественными способностями, а по факту чуть ли не строит планы по захвату власти.

И в этом котле потихоньку закручивается основной сюжет.

История начинается с того, что, по приказу Императора, Дом Харконненов, который с давних пор "в одну каску" занимался добычей Специй на Арракисе, лишается сего права и вынужден покинуть планету. Этим же приказом был назначены и те, кто теперь будет отвечать за добычу ценнейшего ресурса вселенной - Дом Атрейдесов, подданные которого, во главе с герцогом Лето Атрейдесом, постепенно начинают перебираться на планету-пустыню.

Главным героем картины является Пол - сын герцога Лето и наследник Дома Атрейдесов. Он тоже отправляется на Арракис в качестве одного из советников своего отца...
... и тут понеслось: отец возлагает большие надежды, орден Бене Гессерит вдруг оказывается заинтересован талантами паренька, а тут еще выясняется, что он подходит под описание какого-то там избранного. Мало того, всё это происходит на фоне убийственных политических игрищ, одними из потенциальных жертв которых как раз стали только что обосновавшиеся на новом месте Атрейдесы.

Винегрет получается, мягко скажем, довольно насыщенный: тут и политические интриги, и семейная драма, и религиозные мотивы проглядываются в ряду случаев. Тут же напрашивается сравнение с "Игрой престолов" (что, кстати, уже мелькало выше) и возможный возглас о том, что "всё это мы уже видели". Справедливости ради нужно отметить, что знаменитая книжная серия Джорджа Мартина появилась многим позже даже самых первых попыток экранизации "Дюны", а сам оригинальный роман был написан еще в середине 60-х годов прошлого века. На оригинальный роман опирается и нынешняя киноинкарнация.

Однако вот какое дело. Оригинальный роман был достаточно большим, и уместить все события в одно кино - задача из числа крайне сложных (некоторые адаптации уже напарывались на эту проблему). Поэтому новую "Дюну" было решено разделить на 2 фильма - каждый охватит где-то по половине романа-первоисточника. Так что будьте готовы к тому, что сюжет оборвётся где-то посередине - в момент, когда Пол, уже прошедший через некоторые испытания, признаётся "тем самым избранным", а от одного из персонажей в кадре звучит клишированное "Всё только начинается". Кино обрывает историю на самом интересном месте - как раз в тот момент, когда должен начаться реальный движняк.

По описанию получается, что фильм должен был получиться максимально скучным... однако, нет. Даже за те два с половиной часа, что идёт сие кино, нам дают довольно увесистый кусок истории, дают подробное описание мира, знакомят с основными действующими лицами и Домами - и подаётся это далеко не в стиле "занудной лекции в пустом зале кинотеатра".

Информация о мире подаётся порционно, но при этом так, что вы не заметите подвоха: какие-то сведения даются при ответе на прямой вопрос "Что это такое?", о чём-то мягко упоминается в ходе многочисленных диалогов, иные детали читаются в окружении и обстановке. И всё это не выглядит попыткой навязать пустой диалог с ненужными объяснениями ради пустого диалога с ненужными объяснениями. Скорее, напротив: выйдя из кинотеатра, у меня образовалось стойкое ощущение, что я знаю мир "Дюны" так, будто я лично побывал в нём, ходя до этого, кстати, я не интересовался сей вселенной вообще и в глаза не видел ни оригинального романа, ни какой-нибудь из экранизаций. Все эти попытки втянуть зрителя по ту сторону экрана, при все своей весомой информативности, не рушат целостность сценария - редкое явление, прямо говорящее о том, что создатели фильма заморочились над тем, чтобы базовые познания о вселенной дошли до зрителя в полном объёме, и чтобы при этом не рушилась "магия кино".

Сюжет тоже не подводит: выстроен грамотно и логично, следить за поворотами интересно (даже несмотря на жалобы от моей девушки по поводу того, что некоторые из них слишком предсказуемы), персонажи, как и мир, радуют глубиной проработки. Подкопаться к работе сценаристов дьявольски сложно. Как, кстати, и к актёрской игре, благодаря которой персонажи на экране ощущаются живыми людьми.

Тонкая, однако, работа...

Ладно, с миром и сюжетами разобрались. Давайте поговорим об исполнении.

Про игру актёров я уже сказал, но хочется сказать и про окружающую их обстановку. Несмотря на повальное распространение компьютерной графики и спецэффектов, их тут не так и много. Согласно всевозможным статьям о фильме, основная масса пустынных пейзажей были сняты в реальных местах, а большинство декораций были вполне реальными. Компьютерная графика в фильме применяется, скорее, точечно и для показа совсем уж нереалистичных моментов или объектов, типа тех же гигантских червей, щитов у бойцов, общих планов с футуристичными кораблями или флотилиями кораблей и прочее. Картинка в таком случае получается максимально целостной, потому как ничего в кадре не выглядит неестественно.

Про общие планы тоже хочется высказаться. Точно не помню, в каких краях снимали кино, но виды, которые показывает оператор... ммм... короче, они завораживают. Я бы сказал, что любой общий план или пейзаж, показанный в фильме, можно смело ставить на рабочий стол вашего компьютера.

Справляется оператор и в моменты, когда камера показывает персонажей и происходящее действо. В разговорных сценах камера может как показать всю сцену, так и намеренно взять участников словесной перепалки крупным планом в попытке показать зрителю их эмоциональное состояние - и ни один из кадров не будет лишним.

Есть и несколько экшн-сцен, которые тоже сняты отлично: камера выбирает хорошие ракурсы, напряжение в кадре чувствуется. Плюс местного экшна, по моему мнению, состоит в том, что в процессе съёмок таких сцен, похоже, решили отказаться от... как бы объяснить... "дёрганных кадров с сильно повышенными настройками резкости камеры". Ну, знаете, такие, которые вроде бы должны показать лихую динамику происходящего, но которые до ужаса выбиваются из общей картины - тут такого нет вообще.

Ну и хочется немного отметить работу с музыкой. Композитор Ханс Циммер приятно удивил музыкальными композициями, которые очень подходят фильму. Музыка Дюны должна была не только стойко ассоциировать себя с пустынными барханами, но и передать некоторое напряжение одного из самых опасных мест вселенной. Первое обеспечивается мотивами стран ближнего востока, а второе - посторонними звуками, отдалённо напоминающие звуки сирены, извещающий о тревоге в неспокойные времена. На словах это звучит несколько странно, однако мне кажется, что такая музыка под стать общему настроению Дюны. Циммер вновь показал себя композитором, который смог...

Обобщение и итоги...

В итоге напрашивается странный и по-своему противоречивый вывод.

С одной стороны, такое кино было однозначно обречено на то, чтобы оказаться самым скучным фильмом этого года. На то много причин: сюжет в фильме развивается достаточно медленно, кроме пустых пустынных пейзажей тут не на что смотреть, "особо крутых" моментов не так много, персонажи кому-то покажутся шаблонными, а политических интриг мы и в "Престолах" насмотрелись.

А с другой стороны - Дэни Вильнёв...
... да, одним этим именем всё сказано.

А если серьёзно, то именно режиссерский талант Вильнёва вытянул весь фильм. Именно благодаря ему свет увидела, пожалуй, лучшая на сегодняшний день экранизация "Дюны". Конечно, не спорю, что в киносъёмке принимает участие далеко не один режиссёр, но именно он организует процесс, наставляет актёров, курирует сценаристов и вообще старается сделать всё, чтобы получившийся в итоге результат соответствовал его глобальному видению кинокартины. В итоге получилось кино, которое трудно хоть в чём-то упрекнуть - даже указанные выше "недостатки" как-то да нивелируются.

И хотя картина идеальна, одна реальная проблема у неё всё-таки есть. Она заключается в том, что нынешняя "Дюна" - это только первая часть экранизации оригинального романа. Да, Вильнёв сам сказал, что роман богат на события и было бы неплохо его размазать по нескольким фильмам. В данном случае, речь о делении на два полноценных фильма. И про второй ничего не известно. Поговаривают, что решение о начале съёмок будут принимать исходя из показателей сборов первого фильма. Конечно, я это прям вот минусом не считаю, но вот кому-то по нраву не придётся. Моей девушке, например, это не понравилось. Даже больше скажу: по её мнению, обрыв истории произошел так и в таком месте, что экранизация "Дюны" Вильнёва потянет не на дилогию, а на трилогию (в "Дюне", кстати, она такая же непросвещённая, как и я).

Но в остальном речь идёт о шедевре, который стоит посмотреть. И лучше всего будет посмотреть его в кинотеатре - просмотр в домашних условиях, пускай и на большом экране, не даст Вам такого мощного эффекта. И это - тот случай, когда можно смело говорить о таком явлении, как "Магия Кино". Фильм идет два с половиной часа, но для Вас они пронесутся практически незаметно, и всё это время Вы будете получать удовольствие от просмотра. Да и само кино не пытается сразу же взять зрителя в тиски фейерверком из спецэффектов и резонансными сценами - вместо этого, "Дюна" просто будет постепенно окутывать Вас своим очарованием, и Вы будете потихоньку в ней утопать аки в зыбучих песках, пока не окунётесь в неё с головой. После этого "Дюна" останется с Вами навсегда... В Вашем разуме... В Вашем сердце... В Вас самих...

Не такой ли фильм достоин носить статус одного из лучших? Мне вот кажется, если в этом году какой фильм и достоин таких похвал, то это - "Дюна" режиссёра Дэни Вильнёва.

А на этом у меня всё. Самое время пойти пустынной походкой к новым приключениям...
#кино #мнение #дюна