Найти тему
Белорус и Я

Наполеон мечтал увезти этот Храм в Париж, а большевики на его месте открыли пивную

Оглавление

Мы завершаем совместный с Синодальным отделом по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата проект по сохранению памяти об утраченных московских храмах. В прошлых выпусках мы рассказали о Храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при Яузской больнице, о Церкви Трёх Святителей у Красных Ворот (в Огородниках) и о Церковь Воскресения Словущего на Остоженке.

Сегодня мы расскажем историю

Церкви Успения Пресвятой Богородицы на Покровке (в Котельниках)

уничтоженной в 1936 году

Успенский храм. Литография 1825 года
Успенский храм. Литография 1825 года

Эта, построенная в 1696–1699 годы на средства московского купца И.М. Сверчкова по проекту архитектора П. Потапова, приходская церковь в центре Москвы, на улице Покровка, являлась одним из ярчайших памятников «нарышкинского барокко».

Здание церкви было одним из самых значительных и оригинальных по художественным достоинствам и характеру композиционного решения сооружений в стиле московского барокко. Стремление зодчего придать необычной для русской архитектуры постройке черты традиционности вылилось в необычное и уникальное архитектурное решение храма.

Храмом в разное время восхищались Ф.М. Достоевский, академик Д.С. Лихачёв, выдающиеся архитекторы В.И. Баженов и Ф. Растрелли и даже занявший Москву во время Отечественной войны 1812 года Наполеон Бонапарт.

Церковь Успения на Покровке. Рисунок Джакомо Кваренги
Церковь Успения на Покровке. Рисунок Джакомо Кваренги

Деревянная церковь на месте Успенского храма существовала по крайней мере с 1511 года. По ней прилегающие переулки были названы Большим и Малым Успенским. Это был один из самых «элитных» районов Москвы, здесь жили знатные люди и зажиточные купцы.

Это была любимая московская церковь Ф.М. Достоевского. Его жена вспоминала, что, бывая в Москве, он возил её, «коренную петербуржку», посмотреть на эту церковь, потому что чрезвычайно ценил её архитектуру и считал Успенскую церковь истинным, национальным символом Москвы. Бывая в Москве один, Достоевский всегда ехал на Покровку помолиться в Успенской церкви и полюбоваться на неё. Он заранее останавливал извозчика и шёл к ней пешком, чтобы по пути рассмотреть храм во всей красе.

Церковь Успения на Покровке. Рисунок А. Вейса, 1845 г.
Церковь Успения на Покровке. Рисунок А. Вейса, 1845 г.

Случайное посещение в юности Успенской церкви будущим академиком и непревзойдённым исследователем Древней Руси Дмитрием Сергеевичем Лихачёвым произвело на него столь сильное впечатление, что, по его словам, заниматься древнерусской культурой Лихачёв стал именно «под влиянием толчка, полученного мной тогда». Лихачёв пишет: «В юности я впервые приехал в Москву, и нечаянно набрел на церковь Успения на Покровке. Я ничего не знал о ней раньше. Встреча с ней меня ошеломила. Передо мной вздымалось застывшее облако бело-красных кружев. Не было “архитектурных масс”. Её лёгкость была такова, что вся она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о чём-то неслыханно прекрасном. Её нельзя себе представить по сохранившимся фотографиям и рисункам, её надо было видеть в окружении низких обыденных зданий».

Архитектор Василий Баженов считал Успенскую церковь одним из красивейших зданий в Москве и «ярко национальным» творением. Архитектор отмечал её необыкновенную целостность и в то же время многосложность облика и сравнивал её и с храмом Климента Римского в Замоскворечье и храмом Василия Блаженного, но говорил, что церковь Успения «больше обольстит имущего вкус, ибо созиждена по единому благоволению строителя».

Вид местности, прилегающей к церкви, 1882 год, фото из альбома Н.А.Найденова
Вид местности, прилегающей к церкви, 1882 год, фото из альбома Н.А.Найденова

Восхищался Успенской церковью и автор Зимнего дворца Франческо Растрелли. По мнению исследователей творчества Растрелли, Успенская церковь вдохновила его на создание Смольного собора в Петербурге.

Даже Наполеон Бонапарт, когда вошёл в Москву, был настолько впечатлен архитектурой Успенской церкви, что по одной из версий распорядился поставить особый караул для охраны её от мародёров и пожара (от уничтожившего бо́льшую часть Москвы пожара 1812 года храм не пострадал), а по другой версии собирался распилить церковь на большие куски и перевезти в Париж.

После Революции 1917 года над храмом нависла угроза уничтожения.

По инициативе наркома просвещения Анатолия Луначарского в 1922 году Большой Успенский переулок был назван Потаповским в честь зодчего, построившего церковь, а Малый Успенский – Сверчковым в честь купца Ивана Сверчкова, на средства которого был построен храм. Луначарский, умерший в 1933 году, использовал свой авторитет и власть, чтобы на время сохранить храм.

Успенский храм, 1883 год
Успенский храм, 1883 год

Однако в ноябре 1935 года Моссовет принял постановление, согласно которому храм подлежал сносу. Причина – «острая необходимость в расширении проезда по ул. Покровке».

Архитекторы-реставраторы пытались защитить храм. Среди них был основатель Музея имени Андрея Рублёва в Андрониковом монастыре Пётр Барановский (который спас или отсрочил разрушение многих святынь, организовывая в них музеи; в частности, по некоторым сведениям, благодаря ему не был уничтожен собор Василия Блаженного на Красной площади в Москве). Отстоять храм не получилось, но перед сносом реставраторам-энтузиастам удалось санкционировать разрешение на выполнение обмеров храма и снять образцы резных белокаменных деталей.

Зимой 1936 года церковь была снесена до основания.

На месте церкви долгое время была пивная, а потом летнее кафе от соседнего через дорогу ресторана.

В настоящее время на месте храма находится небольшой сквер. Начиная с 2017 года здесь на праздник Успения Божией Матери ежегодно проводится молебен.

Сохранились лишь отдельные фрагменты храма. Так, два резных наличника и портал были сохранены и вмурованы в стену ограды Донского монастыря, когда в монастыре был устроен филиал Музея архитектуры имени Щусева.

Иконостас до разрушения храма успели перенести в Новодевичий монастырь, где из его фрагментов был составлен новый иконостас, а также киоты в церкви Успения Божией Матери. Несколько икон попали в Государственный исторический музей.

Также в 2004 году во время ремонта дома причта храма был найден большой хорошо сохранившийся фрагмент стены Успенской церкви.

А как вы считаете, нужно ли восстанавливать снесённые в советский период Храмы? Пишите в комментариях👇👇👇, давайте спорить. Нам важно знать ваше мнение!

© "Союзное государство", 2021

Дочитали до конца? Было интересно? Поддержите журнал, подпишитесь➕➕➕ и поставьте лайк👍👍👍!

Другие материалы нашего канала на тему Вера Союзного государства смотрите здесь