Японским инженерам удалось создать новый материал – целлюлозное нановолокно (CNF или Cellulose Nanofiber), которое в 5 раз легче и прочнее стали. Предполагается, что основной сферой применения данного материала будет автомобилестроение. Благодаря характеристикам CNF открываются новые возможности для существенного уменьшения веса авто, что в свою очередь будет способствовать снижению вредных выбросов в окружающую среду. Исследователи прогнозируют, что автомобиль с корпусом из CNF за свой жизненный цикл отправит в атмосферу на 2 тонны двуокиси углерода меньше по сравнению с аналогичным транспортным средством из металла.
Сырьем для целлюлозного нановолокна является перемолотая в труху и сваренная древесина. На выходе получается материал, который по консистенции напоминает смолу. Его можно отливать в любые формы. После затвердевания получаются легкие и сверхпрочные детали, которые еще можно без особых проблем подвергать вторичной переработке.
Специалисты из университета Киото создали из целлюлозного нановолокна концепт суперкара, получившего название Nanocellulose Vehicle (NCV) – наноцеллюлозное транспортное средство. Из CNF изготовлены все детали корпуса авто и большая часть элементов интерьера его салона. В результате вес автомобиля уменьшился на 10%. Сейчас проводятся испытания деталей, изготовленных из CNF, с целью подтверждения их долговечности и соответствия стандартным характеристикам.
Целлюлозным нановолокном заинтересовались многие автоконцерны, среди них и Toyota. Производителей в первую очередь интересует, можно ли добиться уменьшения себестоимости автомобилей из наноцеллюлозы. Ведь сейчас производство этого материала обходится слишком дорого: себестоимость 1 кг составляет примерно 10$. При этом 1 кг стали или алюминия нужной марки японские автопроизводители могут купить за 2$.
В проекте непосредственно участвует Министерство окружающей среды Японии. Его сотрудники считают, что даже если не удастся создавать из нового материала целые автомобильные корпуса и производители ограничатся только некоторыми деталями вроде бамперов, это все равно будет большой прогресс в автомобилестроении