Найти тему
ТЕЛЕУЖИН

Три пропущенных. Три атмосферных триллера из 2019го

Оглавление

Сегодня у нас гости из 2019го - три фильма ужасов, каждый из которых весьма достойно исполнен, каждый из которых оказался затерян в пучине. Итак, у нас один "заместитель Бабадука с примесью "Приюта", один ладный survival триллер, который можно охарактеризовать, как "Нечто на плавсредстве" и один хоррор-альманах, каждая история в котором принадлежит мэтру жанра. Поехали.

Z

shot from "Z"/2019/Brandon Christensen/kinopoisk.ru
shot from "Z"/2019/Brandon Christensen/kinopoisk.ru

Фильмы, отмеченные литерой "Z", скоро, вероятно, можно будет выделить в самостоятельный жанр - в том числе, его можно будет охарактеризовать, как фильмы с "неудачной потугой на оригинальное название". Все эти приставки буквы "z" для информирования зрителей о тематике фильма начинают изрядно надоедать. Однако, сегодняшняя буква "Зю" никак не связана с зомби-культурой.

shot from "Z"/2019/Brandon Christensen/imdb.com
shot from "Z"/2019/Brandon Christensen/imdb.com

Зато этот фильм связан с командой авторов Брэндон Кристенсен/Колин Минихан - первый является режиссером и снял довольно известный хоррор "Близнецы", второй написал для "Z" сценарий, а также его перу принадлежат фильмы "От этого песок становится красным" и "Что тебе нужно для жизни". Как ни странно, на прокатных постерах "Z" указывается именно "от авторов фильма "Близнецы", несмотря на то, что тот же "Песок становится красным" куда более интересный проект. Впрочем, скоро становится понятно, что подпись на постере не врёт.

shot from "Z"/2019/Brandon Christensen/film.ru
shot from "Z"/2019/Brandon Christensen/film.ru

Итак, мы знакомимся с семьей Бет , Кевина и их сына Джоша - вполне обычным в меру счастливым семейством, которое, конечно, не представляет никакого интереса, пока, следуя букве классика, не становится несчастным очень по-своему.

И дело, конечно, в Джоше. Он вдруг становится замкнутым и молчаливым, хуже идёт на контакт, как с родителями, так и со сверстниками, и вообще - предпочитает общаться с выдуманным другом. Родители, конечно, мечутся между беспокойством и осознанием, что "у всех в детстве бывает", пока воображаемый друг не начинает занимать слишком много пространства и предъявлять слишком большие требования, и пока психотерапевт, которому родители показывают Джоша, не выдает очень странную реакцию, узнав, что невидимого друга зовут Зи - тут то мы понимаем, что это имя он где-то уже слышал.

Где - догадаться несложно, фильм вообще не балует сложными головоломками, всё достаточно просто и, к сожалению, предсказуемо. При этом атмосфера и техническое исполнение весьма достойно внимания - особенно великолепно удался трюк с детским обучающим планшетом, на котором по ночам активируется и озвучивается буква "Z".

shot from "Z"/2019/Brandon Christensen/imdb.com
shot from "Z"/2019/Brandon Christensen/imdb.com

Итак, к сожалению, команда пошла танцевать скорее под дудку Кристенсена, и хотя Минихан и писал здесь сюжет, попытавшись добавить в него разнообразия и механики из "Приюта" Байоны, в сценарии получилось много нестыковок и неясностей. "Z" действительно получится идейным продолжателем "Близнецов", хотя мог стать отличным самобытным исследованием на тему воображаемых друзей - зная, как ловко может развернуть тему Минихан (взять хоть нестандартный подход к теме зомби в "От этого песок становится красным"), от фильма ждёшь большего, чем получаешь. Но, если отбросить ожидания, фильм вышел весьма неплохой - без особой новизны и эффектных поворотов - камерный эффективный компактный качественный инди-хоррор.

Кинотеатр кошмаров

shot from "Nightmare cinema"/2018/kinopoisk.ru
shot from "Nightmare cinema"/2018/kinopoisk.ru

Что будет, если ночью герой набредет на полузабытый кинотеатр, которого он никогда прежде здесь не видел, заинтересуется названием фильма в прокате, возьмёт будто для него выскочивший из автомата билет и займет место в полупустом зале, в котором крутят фильм с его же участием? Правильно, будет ужастик. Но что, если под крышей этого странного заведения соберутся не только потерянные души, но и пять именитых режиссеров, включая автора бессмертных "Гремлинов", человека, создавшего редкие экранизации Кинга, типа старого "Противостояния" и "Верхом на пуле" и ещё троих мэтров хоррора? Верно - тогда получится, хоррор-альманах. Чего тут не хватает? Само собой, Микки Рурка в роли киномеханика.

shot from "Nightmare cinema"/2018/kinopoisk.ru
shot from "Nightmare cinema"/2018/kinopoisk.ru

Итак, сюжетная канва мета-истории вполне понятна - зрители, попавшие в кинотеатр, видят на экране сюжеты с собственной персоной в главной роли, и эти истории, так или иначе, должны перекликаться с их жизнью...ну или, с их смертью. Ну а на фото Микки Рурк в достаточно сомнительном образе, который мало похож на образ гика-киномеханика. Скорее, это сталевар, который мечтал стать самураем, но подписался на сомнительную должность, потому что завод закрыли.

Теперь об историях. Их пять штук, по количеству режиссеров. И надо сказать, не все удались на славу.

Начинается всё с истории с заглавием "Нечто в лесу" (кстати, по ходу сюжета станет ясно, что слово "нечто" тут не так уж и не к месту) - истории, которая поначалу кажется бойким но очень уж старомодным слэшером, но в которую режиссер Алехандро Бругуес умудряется ввинтить смачный твист, делающий данный эпизод оригинальным и ярким. Кроме того, Бругуес, набивший руку на хоррор-альманахах типа "Азбуки смерти", очень неплохо работает с хрестоматийными образами и радует качеством реализации. Простая беготня в лесу от маньяка в сварочной маске обретает необычное развитие, а приправа в виде черного юмора весьма идёт эпизоду.

shot from "Nightmare cinema"/2018/kinopoisk.ru
shot from "Nightmare cinema"/2018/kinopoisk.ru

Пас переходит великому и ужасному Джо Данте, мастеру смешивать ужасы с фантастикой и комедией, и тут, конечно, срабатывают ожидания - от режиссера, подарившего нам в 80-е "Пираний", "Гремлинов" и "Предместье", а в 90-е "Солдатиков", ждёшь многого. И режиссер отвечает в весьма свойственной ему манере - во втором эпизоде "Мирами" есть ужастик и есть черный юмор, но финал очень уж предсказуем, и кажется, что подобные истории мы видели не раз. Впрочем, боди хоррор с элементами черной комедии о девушке, решившейся на пластическую операцию в угоду жениху, получился ладным и качественным, пусть и не более того. А ещё там есть Ричард Чемберлен, участие которого радует куда больше, чем участие Рурка.

shot from "Nightmare cinema"/2018/moriareviews.com
shot from "Nightmare cinema"/2018/moriareviews.com

Следующий эпизод от режиссера, поставившего Баркеровский "Ночной мясной поезд"("Полуночный экспресс" в нашем прокате) рассказывает о борьбе священника с внешними демонами, хотя бороться ему стоило бы с внутренним. Эта часть, если честно, вышла какой-то клишированной и откровенно слабой, совершенно непонятно, почему монстр из этого эпизода украшает прокатные постеры.

А вот следующий фильм в фильме от мастера визуала Дэвида Слэйда, делавшего в своё время видеоклипы для Aphex Twin и System of a Down, весьма радует, и, в первую очередь визуальными решениями. История о женщине, которая пришла к психотерапевту по настоянию сыновей роскошно обыгрывает пограничное состояние психики с помощью чёрно-белого спектра, жутких искажений пространства и кошмарных монстров, которыми начинают казаться героине все окружающие по мере погружения в болезнь. Но Слэйд не только клипы клепал - в его фильмографии есть "Леденец", "30 дней ночи" и несколько серьезных сериалов, так что без интересного твиста в эпизоде с названием "Путь на поверхность - в эту сторону" нас не оставят.

shot from "Nightmare cinema"/2018/kinopoisk.ru
shot from "Nightmare cinema"/2018/kinopoisk.ru

Завершается всё простеньким эпизодом от того самого фаната Стивена Кинга, который был до Флэнегана и поставил старое "Противостояние", альтернативное трехсерийное "Сияние" ближе к оригиналу и "Верхом на пуле". Мик Гэррис выбрал историю о парнишке с талантом большого музыканта, на семью которого нападает убийца, и оставшийся в живых парень начинает видеть всякое. Гэррис выбрал простую историю и остался верен своему несколько устаревшему стилю. Если вы смотрели "Верхом на пуле", то точно заметите сходства. Ничего нового эпизод не предлагает, но его старомодность в чем-то даже притягательна.

Результат - неплохой альманах, который точно стоит посмотреть и оценить старания пятерых мастеров жанра ужасы, увидеть, как бывалые мастера остаются верными своему почерку и как кто-то пытается рассказать старую историю на новый лад или вывести новую в старую канву. Мета-прием не особенно удался - толком не ясно, что это за кинотеатр, и что случилось с теми людьми, и Микки Рурк тут, к сожалению, не вытягивает пробелы в концепции, его образ никак не может потягаться хотя бы с героем-рассказчиком из недавних "Погребальных баек". Не все истории одинаково хороши, но они разные, и это здорово - парочка вам точно придется по душе.

Морские паразиты

shot from "Sea Fever"/2019/Neasa Hardiman/kinopoisk.ru
shot from "Sea Fever"/2019/Neasa Hardiman/kinopoisk.ru

Когда в интро я писал о "нечто на плавсредстве", я ещё не знал о существовании постера, в котором эту ирладнско-американскую картину связывают с знаменитым полярным триллером, одну из версий которого представил нам Джон Карпентер, также как и не подозревал о внезапно найденной аналогии с тем же сюжетом в одной из зарисовок в "Кинотеатре кошмаров". Что ж, мир полон сюрпризов, и несмотря, на то, что надписи на постере особенно доверять не стоит (тем более, на таком, где написано "наконец-то в кино" о фильме, которого в кино никто не ждал), фильм действительно делает кивок жуткой полярной истории.

shot from "Sea Fever"/2019/Neasa Hardiman/kinopoisk.ru
shot from "Sea Fever"/2019/Neasa Hardiman/kinopoisk.ru

Итак, студентку биофака с экзотическим именем Шивон и не менее экзотической специализацией "аномалии морских глубин" отправляют для прохождения практики в рейс на небольшом рыболовецком судне. Кроме диковинной специализации и красивого имени Шивон обладает ещё двумя особенностями - она интроверт, помешанный на своей научной работе, и она обладательница рыжих волос. И если первый факт не сильно волнует команду корабля, то цвет волос воспринимается некоторыми членами команды почти трагически - известный миф всё ещё силён в подсознании старых моряков. Но также в умах команды сильно понимание, что занятие их становится убыточным, а лодка вот-вот уйдет с молотка, так что взнос Шивон немного поможет исправить положение.

Итак, пока Шивон знакомится с командой и ищет место для размещения, муж капитана корабля Фрейи Джерард принимает решение проигнорировать предупреждение о китах и зайти в запретную зону, тем самым делая положение таким, что исправить его не поможет ни Шивон ни её денежный вклад.

shot from "Sea Fever"/2019/Neasa Hardiman/kinopoisk.ru
shot from "Sea Fever"/2019/Neasa Hardiman/kinopoisk.ru

Но дело тут ни в китах - в какой-то момент корабль будто садится на мель, и команда оказывается в заложниках у моря. Бортовой инженер Амит находит странные прорехи в обшивке корабля, из которых сочится не менее странная слизь, и тут настает звездный час Шивон и её скромной специализации. Только вот звездный час получается слишком уж сияющим и блестящим - пробами и гляделками в микроскоп дело не ограничивается, девушку снаряжают в скафандр и отправляют изучить природу удерживающей силы прямым контактом - и Шивон сталкивается с сущностью, которой не увидишь в учебниках и классификаторах.

Осознав полную беспомощность против жуткой силы, команда бросается к последней надежде - дрейфующему неподалеку судну, но там снаряжённый отряд, в том числе девушка-биолог, обнаруживает ужасную картину, перекликающуюся с тем самым полярным триллером. По возвращении героев ждёт радостная весть - корабль больше ничто не удерживает, и можно отправляться в путь. Вот только праздничную вечеринку омрачает ситуация с Джонни - у парня, к которому Шивон питает симпатию, появляются странные симптомы, и скоро девушке придется принять ряд непростых решений, которые точно не понравятся членам экипажа.

shot from "Sea Fever"/2019/Neasa Hardiman/kinopoisk.ru
shot from "Sea Fever"/2019/Neasa Hardiman/kinopoisk.ru

По итогу - не претендующий на величие, но сохраняющий аутентичность несмотря на явные пасы "Нечто", отличающийся герметичной атмосферой и достаточно яркими персонажами и имеющий в рукаве пару неплохих поворотов наводный триллер с хорошей картинкой и почти безупречной реализацией. Несмотря на то, что никто этого фильма не ждал, а может как раз за счёт отсутствия завышенных ожиданий, "Морским паразитам" хватает остросюжетности и верного темпа, чтобы увлечь, развлечь и напугать.