Для пришедших в Зауралье русских первопроходцев Сибирь была чистым листом, неизведанным краем. Но вскоре эта земля стала новым домом для разных народов, местом встречи Европы и Азии.
Текст: Елена Мачульская, фото: Александр Бурый
Сегодня по своему этническому составу Сибирь является одним из самых ярких и самобытных регионов России. В этом легко убедиться, посетив экспозицию «Этническая панорама Сибири» в Омском историко-краеведческом музее. Фотографии, экспонаты и воссозданные фрагменты традиционных жилищ повествуют о том, как на сибирской земле жили, праздновали и трудились люди.
Границы огромной территории, административным центром которой был Омск, до середины ХХ века простирались до берегов Карского моря – она занимала большую часть нынешней Западной Сибири. В 1877 году по ходатайству генерал-губернатора Западной Сибири Николая Казнакова в Омске был учрежден Западно-Сибирский отдел Императорского Русского географического общества. Его задачей было «изучение Западной Сибири и сопредельных с нею областей Средней Азии и Западного Китая». А уже в следующем году при Западно-Сибирском отделе организовали музей. Первые этнографические экспонаты были переданы ему Главным управлением Западной Сибири. Среди них были предметы, экспонировавшиеся в 1867 году на Всемирной выставке в Париже, например казахский мужской свадебный халат. По легенде, он был привезен в Омск султаном Чингизом Валихановым – полковником Русской армии и отцом знаменитого казахского просветителя Чокана Валиханова. Наряд украшают вышитые тамбурным швом цветы и плоды граната – символы плодородия. Раздобыть такие экспонаты в то время можно было без особого труда: еще в начале ХХ века из Омска можно было увидеть казахские кочевья – «киргизы», как тогда называли казахов, привыкли кочевать на левом берегу Иртыша под защитой русских крепостей. За прочими артефактами приходилось отправляться в длительные экспедиции.
В 1877–1917 годах экспедиции членов Западно-Сибирского отдела РГО охватывали Тибет, Монголию, Китай, Среднюю Азию, низовья и притоки Оби, бассейн реки Таз, устье Нижней Тунгуски. Так что этнографическую коллекцию Омского музея отличает не только азиатский, но и особый северный колорит.
Среди первых поступлений в коллекцию музея были хантыйские рубашки из крапивного полотна. Крапивное ткачество было очень распространено в Западной Сибири. Изделия из крапивы долго не изнашиваются, блестят как шелк, приятные на ощупь, не раздражают кожу. Крапиву сушили и обрабатывали так же, как обрабатывают лен – трепалом отделяли кострику от длинных волокон. А ткали крапивный холст на обычных деревянных ткацких станках.
СЕВЕРНЫЕ ЛЕГЕНДЫ
Первый зал экспозиции посвящен коренным народам Севера, Алтая, сибирским татарам.
Витрина с мансийскими идолами, привезенными из северной экспедиции будущим директором Омского областного краеведческого музея Андреем Палашенковым, может вызвать недоумение у обычного человека. Ведь чаще всего идолы богато украшались, а эти «одеты» весьма скромно. А все дело в том, что на Севере изделия из меха и кожи ценились не так высоко, как изделия из хлопчатобумажной ткани. Такие ткани закупались для праздничных нарядов – самых лучших и дорогих. Соответственно, одежды из них считались самыми подходящими для идолов.
Общением с духами ведал шаман. Считалось, что духи сами выбирают шамана, отказаться от этого выбора невозможно. Исконные жители Сибири верили, что шаман путешествует в мир духов, сражается со злыми духами, добивается покровительства добрых. Похоже, некоторых духов приходилось убеждать силой: в той же витрине есть шаманская сабля, которая была сакральным оружием.
Главным атрибутом камлания был бубен. На алтайском шаманском бубне закодирована картина мира. Алтайцы, как и северные народы, делили вселенную на три части – небесный мир, мир людей и подземный мир, – разделенные четкими границами. Вверху бубна изображены птицы и всадник, который путешествует по небосводу – это Солнце, сын верховного бога Неба. В шаманизме было три главных божества – бог Неба, богиня-Мать и владыка подземного мира. Внизу – изображения мертвецов. В середине – мир живых.
Другой бубен в витрине повернут обратной стороной – на ней изображения духов–покровителей шамана. Когда шаман умирал, бубен обязательно ломали, считалось, что иначе душа шамана не сможет уйти в потусторонний мир и пройти перерождение. Каждая деталь одежды шамана также символична. Многочисленные колокольчики на шаманском костюме – не просто украшение. У алтайских шаманов звон колокольчиков символизировал голоса дочерей бога Неба Ульгеня – небесных дев, которые помогают шаману. А еще считалось, что металл отгоняет злых духов.
У народов Сибири элементы шаманского культа сохранились даже после принятия ислама, так же как культ предков и вера в духов – хозяев явлений природы, жилищ или покровителей семьи.
Кстати, в витрине с шаманской атрибутикой можно увидеть совершенно неожиданный предмет – шар-поплавок для гидрографических наблюдений. Ханты посчитали невиданную прежде вещь священной и использовали поплавок в своих обрядах.
СЕКРЕТЫ ЧУМА
В том же зале установлен чум – традиционное жилище кочевых народов Севера: ненцев, ханты, манси, эвенков и энцев. Конусообразная форма делает его устойчивым, сильные ветра и метели ему нипочем. Чум легко разобрать и собрать на новом месте. Его основа – 20–40 шестов, которые делают из ошкуренных стволов елей: их сушат несколько месяцев, пока не испарится вся влага. В тайге шесты не возят с собой, а оставляют на том месте, куда семья возвращается из года в год. Летом чум покрывают берестой или мешковиной, вход занавешивают грубой тканью. Зимой используют шкуры лосей, оленей, изюбров, сшитые в полотнище. В центре чума располагается печь. Внутри чум застелен циновками и мягкими оленьими шкурами. У основания шестов складывают шубы и другую одежду. Шкаф для хранения вещей заменяет специальная нарта.
Чум делится на женскую и мужскую половину. Женская – от входа до центра чума, включая очаг. У этой традиции вполне рациональная основа: хлопоча по хозяйству, женщина постоянно передвигается, поэтому, находясь ближе к выходу, она меньше беспокоит других обитателей чума. На своей половине женщина хранит сумки с вещами, которые иногда заменяют подушки. Если в семье есть маленький ребенок, люлька висит также на женской половине.
Место за очагом – мужская половина. Здесь хранятся мужская обувь, инструменты, охотничьи принадлежности, а также ящик со священными предметами. В этом расположении мужской половины также заложен практический смысл. Мужчина проводит основную часть времени вне жилища, занимаясь хозяйственными делами или промыслом. В чум он заходит лишь для отдыха и приема пищи. Только зимой мужчины в чуме проводят больше времени: изготавливают мелкие домашние предметы, плетут арканы, мастерят ножи.
Постель находится на середине чума, и даже ночью женщина спит на своей половине, а мужчина – на своей. Из мебели в чуме есть только стол на низких ножках, который устанавливается во время еды в центре между очагом и постелью. Размер стола зависит от количества членов семьи.
Чум никогда не запирается. Если в чуме никого нет, к входу приставляется шест.
«ПТИЧЬЯ АРФА» И КЛЫК МЕДВЕДЯ
Рядом с чумом – широкие охотничьи лыжи для ходьбы по глубокому снегу и нарты. Делались они без единого гвоздя. Нарты были мужские и женские. Женские длиннее – на них вместе с матерью ехали дети. На грузовых перевозили семейный скарб.
Выставленная в музее эвенкийская мужская зимняя одежда из оленьей шкуры, мукукэ, была сшита еще в конце XIX века. А традиционную ненецкую женскую одежду закупили специально для экспозиции. «На Севере, несмотря на наличие современных материалов, до сих пор шьют традиционную одежду – наиболее теплую и подходящую для климата», – поясняет ведущий научный сотрудник музея, хранитель фонда этнографии и тканей Оксана Дербуш. Такая одежда украшается традиционным орнаментом. Его узор строго геометричен и состоит из прямоугольников, зигзагов, углов, ромбов. Ненцы трактуют эти рисунки как воспроизведение северной природы. Об этом говорят названия узоров: «оленьи рога», «заячьи уши», «сосновая шишка».
Обязательная деталь мужского костюма – пояс с ножнами. «Мальчик получал свой нож в 3–4 года и начинал учиться работать с деревом. Дерево и кость считались мужскими материалами, – поясняет Оксана Николаевна. – Мальчик сам делал свой первый лук. Чтобы перейти в статус взрослого человека, юноша обязательно должен был сходить на охоту на медведя. После удачной охоты он подвешивал на пояс медвежий клык. Чем больше клыков, тем более уважаемый был человек. У некоторых их была целая связка».
Но, пожалуй, самое необычное в этой экспозиции – «птичьи арфы». Национальный струнный инструмент народа манси в виде плавной треугольной рамы, на которую натянуты струны, носит название «тор-сапль-юх». В дословном переводе – «журавлиная шея деревянная». Иногда его также называют «хотол», то есть «лебедь». Передняя часть корпуса мансийской арфы загибается вверх и переходит в шейку. На конце шейки обычно вырезают птичью голову – инструмент действительно напоминает птицу. Играли на арфах только мужчины.
КУПЦЫ И КУЗНЕЦЫ
Костюмы и украшения, представленные в соседних витринах, повествуют и о других коренных жителях Сибири.
Сибирские татары – это народ, в XVI веке создавший первое в Сибири государство. Правда, просуществовало оно недолго: до прихода из Бухары хана Кучума, которого потом разобьет Ермак.
Сибирские татары активно торговали с Востоком, потому в их нарядах встречаются узорные ткани из Ирана и Персии. И очень много серебряных украшений.
В начале ХХ века многие татары изменили традиционный образ жизни – перебрались в города, стали купцами. Кстати, знаменитые купцы из города Тары Айтыкины финансировали строительство первой в Сибири каменной мечети. А в 1871 году городской староста Айтыкин настоял, чтобы в городе установили телеграф, объясняя это тем, что местные купцы ведут международную торговлю.
У шорцев (малочисленного тюркского народа, живущего в юго-восточной части Западной Сибири) вышивка на одежде довольно лаконична. Она лишь фон для множества ювелирных украшений. Праздничный девичий головной убор тошток можно с полным правом назвать образцом декоративно-прикладного искусства. Подвески изготовлены очень тонко, а ведь их столько, что не сосчитать.
У северных шорцев было хорошо развито кузнечное дело, а также добыча и плавка железной руды, поэтому русские называли их «кузнецкими татарами». Однако с включением территории в состав Российской империи заниматься традиционным железным ремеслом шорцам было запрещено царским указом: продажа оружия была одним из основных источников государственного дохода.
СТАРОЖИЛЫ
Еще один зал экспозиции посвящен народам, заселившим территорию Сибири после ее присоединения к Российской империи.
Первыми переселенцами были служилые люди и охотники-промысловики. Одни отправлялись за Камень (так в те времена называли Урал) по царскому указу – для охраны крепостей и сбора ясака. Другие шли добывать «мягкое золото» – сибирские леса изобиловали пушным зверем. И ставили на лесных тропах ловушки-самострелы, одну из которых можно увидеть в экспозиции.
В Сибири добыча пушнины была одним из важнейших промыслов. Местное население не платило никаких налогов, кроме дани, которая взималась пушниной. Удачливый охотник-промысловик за один сезон мог заработать себе на подворье – поставить избу, купить лошадь…
Вдоль больших рек – Енисея, Иртыша, Оби, Тобола – возникали крупные остроги: Тюмень, Тобольск, Тара, Томск, Новокузнецк, Енисейск, Красноярск, Якутск, Иркутск, Нерчинск. К концу XVII века по численности русское население уже преобладало над коренным и по переписи 1710 года составило около 310 тысяч человек. Селились в основном в северных районах Западной Сибири. Южное направление долгие годы было беспокойным из-за набегов кочевников – джунгар, казахов, сибирских татар... Там землепашцы стали селиться только в третьей четверти XVIII века – после постройки крепостей и укрепленных линий от Урала до Алтая.
До начала XIX века крестьяне часто переселялись в Сибирь за счет государства. Они получали денежную ссуду, инвентарь, скот, освобождение от налогов на некоторое время. Первыми переселенцами стали в основном выходцы с севера европейской части России – из Архангельской губернии, Поморья. Они приспосабливались к новым суровым условиям и формировали особую группу населения – сибирских старожилов.
Традиционная русская изба с печкой, красный угол, узорные полотенца... В углу – трепало, гребень, прялка и ткацкий станок. А над колыбелькой как оберег подвешена тряпичная куколка, одновременно являвшаяся погремушкой. «Все ритуальные действия имели определенный рациональный смысл, за ритуалом всегда стоит твердая бытовая логика», – поясняет Оксана Дербуш.
В Сибири крестьяне были достаточно зажиточными, потому они в основном шили одежду из купленных тканей. Из домотканного полотна делали лишь рубашки – и мужские, и женские. Причем на женской рубашке верхнюю часть рукава могли украсить дорогой купленной тканью.
Самым распространенным в Сибири женским головным убором была характерная для северных русских губерний шамшура – украшенная вышивкой полотняная шапочка с твердым очельем. Поверх нее повязывали платок или шаль с кистями – получался весьма эффектный головной убор, напоминающий тюрбан.
На печке лежит коврик из лоскутков. Он демонстрирует особое отношение крестьян к ткани – она никогда не уничтожалась полностью, использовалась до последнего. Из старой одежды делали половики, покрывала, одеяла.
СТАРООБРЯДЦЫ
Среди переселенцев было много старообрядцев. Часто они оставляли родные края не по своей воле. К примеру, алтайские старообрядцы-«поляки» были потомками русских старообрядцев, обосновавшихся на территории Речи Посполитой, откуда их насильно переселили в Сибирь. Старообрядческие деревни на Алтае стали родиной сибирского пчеловодства, которое они вели сначала упрощенным способом, а потом перешли к современным рамочным («рамщистым») ульям.
Алтайские старообрядцы-«поляки» жили замкнуто, не смешиваясь с представителями других сибирских этносов. Вели хозяйство, но и о красоте не забывали. Поражает цветовым великолепием гайтан – бисерная лента для нательного креста. А вот роскошная женская рубаха – вся в вышитых узорах. Сколько времени понадобилось мастерице, чтобы создать такое чудо, даже предположить сложно... Это рубаха из этнографической коллекции, которую писатель и этнограф Александр Новоселов собрал на Алтае в 1913 году и передал в музей.
Любопытно, что в Сибири дольше всего сохранялось обилие орнаментов на одежде, в Европейской России в XIX веке орнамент уже становится достаточно лаконичным. Исследователи объясняют это так: в Сибири были большие семьи, соответственно, возможностей для девушек заниматься рукоделием было больше.
В Омском музее хранится одна из самых известных в России коллекций предметов алтайских старообрядцев – аналогичные экспонаты есть еще в нескольких музеях Казахстана, на Алтае и в Российском этнографическом музее.
ДЕТИ СТЕПЕЙ
«Казахи появляются на территории Сибири примерно одновременно с русскими, только они приходят с другой стороны – в поисках новых пастбищ для скота. Большое значение в истории казахского народа имело добровольное вхождение в состав Российского государства, когда казахи Младшего и Среднего жузов получили право кочевать под защитой русских крепостей. Центром этой укрепленной линии была Омская крепость, на территории нынешней Омской области находились зимние кочевья казахов Среднего жуза», – объясняет Оксана Дербуш.
Установленная в зале юрта – современного производства, но она сделана в соответствии с древними традициями. Украшающий кочевое жилище орнамент, внутренняя планировка – женская половина и мужская, стол, за которым принимают гостей, сидя на подушках… Видно, что у этого жилища южных кочевников много общего с северным чумом. «Считается, что чум – это прародитель юрты, – говорит Оксана Дербуш. – Конструкция юрты фактически является усовершенствованной конструкцией чума».
Кумыс для казахов больше, чем просто напиток. Это важный элемент казахской культуры. Он появился у кочевников Средней Азии и Монголии более 5 тысяч лет назад. В древности его приносили в жертву тюркскому божеству неба – Тенгри. Кумысом лечили больных. Любому гостю, какой бы веры он ни был, подносили чашу с кумысом. Поэтому кожаный подойник для кобыльего молока неслучайно снабжен носиком: казахи считали, что ни одна капля молока не должна пролиться на землю. Вся утварь, которая использовалась для изготовления кумыса, богато украшалась. Молоко сквашивали и взбивали в сосуде из шкуры лошади – саба. Затем разливали в большие чаши – тегене, сделанные в форме вымени кобылицы. И уже в юрте специальными ковшами – ожау – разливали кумыс и подносили гостям.
На праздниках казахи устраивали скачки – байга, в которых участвовали не только мужчины, но и девушки. Обычай требовал, чтобы батыр, претендующий на руку и сердце девушки, догнал невесту на скакуне. Для этого на праздниках затевалась игра «Кызкуу». Девушка и юноша верхом на лошадях выходили на поле. По сигналу девушка, стегнув коня, вырывалась вперед, а парень пытался догнать ее и поцеловать. Если это не удавалось, то ухажеру приходилось спасаться бегством: девушка, догнав незадачливого кавалера, начинала стегать его плеткой.
Пожилые люди предпочитали играть в настольные игры и слушать музыку. Особенно популярной была игра «тогузкумалак». На первый взгляд все просто: нужно разложить шарики так, чтобы занять больше ячеек доски. Но эта простота – кажущаяся, неслучайно «тогузкумалак» называли «кочевыми шахматами».
На праздниках устраивали и состязания акынов, певших под аккомпанемент домбры. Песни их были полной импровизацией. А вот у еще одного музыкального инструмента, представленного в экспозиции, предназначение иное. Кобыз – древнейший предок скрипки, способный передавать звуки ветра, шелест листвы, голоса птиц и животных, – занимает особое место в культуре казахов. Кобыз был инструментом баксы – казахского лекаря. Считалось, что, играя на кобызе, баксы может отгонять злых духов, болезни и даже смерть.
Особая роль у казахов отводилась украшениям. Их было очень много, особенно в женском наряде. Перстни и кольца носили обычно по три-четыре штуки, это были повседневные украшения – считалось, что иначе приготовленная женщиной пища будет нечистой. Казашки и серьги носили постоянно. Большие и сложные праздничные серьги крепили к волосам, чтобы не разорвать мочку уха. Особенно много украшений было у молодых девушек. Они украшали косы лентами-шашбау, унизанными серебряными монетами, и шолпы – подвесками из серебряных блях, скрепленных колечками и цепочками. Шолпы помогали девочке формировать правильную осанку – она старалась, чтобы ее походка была легкой, воздушной. Только тогда украшения издавали мелодичный звон. А главным элементом девичьих нагрудных украшений были серебрённые бляхи или монеты, скрепленные между собой цепочками или кольцами. В XIX веке казахские ювелиры стали активно использовать русские серебряные монеты – с них стирали отчеканенное изображение и наносили свой узор.
ДОБРЫЕ СОСЕДИ
Среди первых переселенцев были выходцы с Украины и из Белоруссии, но их было немного. И только после строительства Транссиба в Сибирь хлынул поток переселенцев из южных губерний.
У белорусов и украинцев цветовая гамма традиционных костюмов одна – красно-белая, а вот орнаменты очень отличаются. У белорусов – архаичный геометрический, у украинцев – богатый растительный орнамент. У украинцев орнамент вышитый, у белорусов – тканый, хотя вышивка, конечно, тоже использовалась.
Украинцами было создано около ста различных техник вышивки, в каждом регионе были свои особенности. В Черниговской области была распространена вышивка, выполненная очень мелкими стежками. В полтавской вышивке преобладали одноцветные, чаще белые орнаменты. Для Харьковской области характерна многоцветная вышивка крестиком, полукрестиком с эффектом рельефности.
Есть в экспозиции и подворье, которое иллюстрирует занятия сибирских крестьян. Переселенцы превращали в пашни земли, прежде не знавшие плуга, и всячески старались облегчить себе этот нелегкий труд. Вот классические крестьянские орудия: соха, ярмо для упряжки вола, борона – чтобы разбивать крупные комья земли… А вот техническое приспособление – каток с забавным названием «медведь». Он использовался для того, чтобы разбивать комья земли или для молотьбы – выбивать из колосьев зерна. Ведь молотить цепом работа долгая и тяжелая.
Особенно много технических новшеств было в хозяйстве у немецких переселенцев. У них был и станок для глажки белья, и пресс для изготовления растительного масла американского производства… Активная немецкая колонизация Сибири началась во второй половине XIX века. В XVIII веке Екатерина Великая пригласила в Россию немецких поселенцев. Тогда они селились преимущественно на юге – в Поволжье, на Украине. А когда свободных земель стало не хватать, отправились в Сибирь. За Урал ехали не выходцы из Германии, а переселенцы из колоний в Центральной России. Ехали большими группами. Переселение поддерживалось материнской колонией – семьям выдавались подъемные.
Немецкий интерьер отличала резная деревянная мебель, обилие вышивок и салфеток. В коллекции Омского музея, например, есть шкаф, изготовленный в конце XIX века без единого гвоздя. Жезл с лентами – элемент свадебного обряда. Он назывался «шток». Перед свадьбой дружка-штокман обходил соседей, и тот, кто соглашался посетить грядущее торжество, привязывал на шток ленточку. Так пунктуальные немцы определяли число гостей. Отметим, что немецкая этнографическая коллекция Омского музея одна из крупнейших в России. Старейший предмет в ней – алфавитный указатель к духовной литературе, изданный в Лейпциге в 1711 году. Религия в жизни немцев значила очень многое.
А еще в Сибирь с юга ехали молдаване, с северо-запада – латыши и эстонцы... Обо всех в одной статье не расскажешь. Но главное, представители разных наций всегда жили на сибирской земле как добрые соседи. Именно об этом напоминает экспозиция Омского музея, помогая сегодняшним сибирякам сохранять историческую память.