Найти тему
Русский мир.ru

Такие разные сибиряки

Для пришедших в Зауралье русских первопроходцев Сибирь была чистым листом, неизведанным краем. Но вскоре эта земля стала новым домом для разных народов, местом встречи Европы и Азии.

Текст: Елена Мачульская, фото: Александр Бурый

Сегодня по своему этническому составу Сибирь является одним из самых ярких и самобытных регионов России. В этом легко убедиться, посетив экспозицию «Этническая панорама Сибири» в Омском историко-краеведческом музее. Фотографии, экспонаты и воссозданные фрагменты традиционных жилищ повествуют о том, как на сибирской земле жили, праздновали и трудились люди.

"Скромно одетые" мансийские идолы
"Скромно одетые" мансийские идолы

Границы огромной территории, административным центром которой был Омск, до середины ХХ века простирались до берегов Карского моря – она занимала большую часть нынешней Западной Сибири. В 1877 году по ходатайству генерал-губернатора Западной Сибири Николая Казнакова в Омске был учрежден Западно-Сибирский отдел Императорского Русского географического общества. Его задачей было «изучение Западной Сибири и сопредельных с нею областей Средней Азии и Западного Китая». А уже в следующем году при Западно-Сибирском отделе организовали музей. Первые этнографические экспонаты были переданы ему Главным управлением Западной Сибири. Среди них были предметы, экспонировавшиеся в 1867 году на Всемирной выставке в Париже, например казахский мужской свадебный халат. По легенде, он был привезен в Омск султаном Чингизом Валихановым – полковником Русской армии и отцом знаменитого казахского просветителя Чокана Валиханова. Наряд украшают вышитые тамбурным швом цветы и плоды граната – символы плодородия. Раздобыть такие экспонаты в то время можно было без особого труда: еще в начале ХХ века из Омска можно было увидеть казахские кочевья – «киргизы», как тогда называли казахов, привыкли кочевать на левом берегу Иртыша под защитой русских крепостей. За прочими артефактами приходилось отправляться в длительные экспедиции.

Витрина с шаманской атрибутикой
Витрина с шаманской атрибутикой

В 1877–1917 годах экспедиции членов Западно-Сибирского отдела РГО охватывали Тибет, Монголию, Китай, Среднюю Азию, низовья и притоки Оби, бассейн реки Таз, устье Нижней Тунгуски. Так что этнографическую коллекцию Омского музея отличает не только азиатский, но и особый северный колорит.

Среди первых поступлений в коллекцию музея были хантыйские рубашки из крапивного полотна. Крапивное ткачество было очень распространено в Западной Сибири. Изделия из крапивы долго не изнашиваются, блестят как шелк, приятные на ощупь, не раздражают кожу. Крапиву сушили и обрабатывали так же, как обрабатывают лен – трепалом отделяли кострику от длинных волокон. А ткали крапивный холст на обычных деревянных ткацких станках.

Здание Омского историко-краеведческого музея
Здание Омского историко-краеведческого музея

СЕВЕРНЫЕ ЛЕГЕНДЫ

Первый зал экспозиции посвящен коренным народам Севера, Алтая, сибирским татарам.

Витрина с мансийскими идолами, привезенными из северной экспедиции будущим директором Омского областного краеведческого музея Андреем Палашенковым, может вызвать недоумение у обычного человека. Ведь чаще всего идолы богато украшались, а эти «одеты» весьма скромно. А все дело в том, что на Севере изделия из меха и кожи ценились не так высоко, как изделия из хлопчатобумажной ткани. Такие ткани закупались для праздничных нарядов – самых лучших и дорогих. Соответственно, одежды из них считались самыми подходящими для идолов.

Общением с духами ведал шаман. Считалось, что духи сами выбирают шамана, отказаться от этого выбора невозможно. Исконные жители Сибири верили, что шаман путешествует в мир духов, сражается со злыми духами, добивается покровительства добрых. Похоже, некоторых духов приходилось убеждать силой: в той же витрине есть шаманская сабля, которая была сакральным оружием.

Древнейшее жилище — чум
Древнейшее жилище — чум

Главным атрибутом камлания был бубен. На алтайском шаманском бубне закодирована картина мира. Алтайцы, как и северные народы, делили вселенную на три части – небесный мир, мир людей и подземный мир, – разделенные четкими границами. Вверху бубна изображены птицы и всадник, который путешествует по небосводу – это Солнце, сын верховного бога Неба. В шаманизме было три главных божества – бог Неба, богиня-Мать и владыка подземного мира. Внизу – изображения мертвецов. В середине – мир живых.

Другой бубен в витрине повернут обратной стороной – на ней изображения духов–покровителей шамана. Когда шаман умирал, бубен обязательно ломали, считалось, что иначе душа шамана не сможет уйти в потусторонний мир и пройти перерождение. Каждая деталь одежды шамана также символична. Многочисленные колокольчики на шаманском костюме – не просто украшение. У алтайских шаманов звон колокольчиков символизировал голоса дочерей бога Неба Ульгеня – небесных дев, которые помогают шаману. А еще считалось, что металл отгоняет злых духов.

Мукукэ — эвенкийская мужская зимняя одежда
Мукукэ — эвенкийская мужская зимняя одежда

У народов Сибири элементы шаманского культа сохранились даже после принятия ислама, так же как культ предков и вера в духов – хозяев явлений природы, жилищ или покровителей семьи.

Кстати, в витрине с шаманской атрибутикой можно увидеть совершенно неожиданный предмет – шар-поплавок для гидрографических наблюдений. Ханты посчитали невиданную прежде вещь священной и использовали поплавок в своих обрядах.

Пояс ненца-охотника
Пояс ненца-охотника

СЕКРЕТЫ ЧУМА

В том же зале установлен чум – традиционное жилище кочевых народов Севера: ненцев, ханты, манси, эвенков и энцев. Конусообразная форма делает его устойчивым, сильные ветра и метели ему нипочем. Чум легко разобрать и собрать на новом месте. Его основа – 20–40 шестов, которые делают из ошкуренных стволов елей: их сушат несколько месяцев, пока не испарится вся влага. В тайге шесты не возят с собой, а оставляют на том месте, куда семья возвращается из года в год. Летом чум покрывают берестой или мешковиной, вход занавешивают грубой тканью. Зимой используют шкуры лосей, оленей, изюбров, сшитые в полотнище. В центре чума располагается печь. Внутри чум застелен циновками и мягкими оленьими шкурами. У основания шестов складывают шубы и другую одежду. Шкаф для хранения вещей заменяет специальная нарта.

Чум делится на женскую и мужскую половину. Женская – от входа до центра чума, включая очаг. У этой традиции вполне рациональная основа: хлопоча по хозяйству, женщина постоянно передвигается, поэтому, находясь ближе к выходу, она меньше беспокоит других обитателей чума. На своей половине женщина хранит сумки с вещами, которые иногда заменяют подушки. Если в семье есть маленький ребенок, люлька висит также на женской половине.

Татарский женский праздничный костюм
Татарский женский праздничный костюм

Место за очагом – мужская половина. Здесь хранятся мужская обувь, инструменты, охотничьи принадлежности, а также ящик со священными предметами. В этом расположении мужской половины также заложен практический смысл. Мужчина проводит основную часть времени вне жилища, занимаясь хозяйственными делами или промыслом. В чум он заходит лишь для отдыха и приема пищи. Только зимой мужчины в чуме проводят больше времени: изготавливают мелкие домашние предметы, плетут арканы, мастерят ножи.

Постель находится на середине чума, и даже ночью женщина спит на своей половине, а мужчина – на своей. Из мебели в чуме есть только стол на низких ножках, который устанавливается во время еды в центре между очагом и постелью. Размер стола зависит от количества членов семьи.

Чум никогда не запирается. Если в чуме никого нет, к входу приставляется шест.

Калфак — татарский женский головной убор и каптырма — застежка на женский камзол
Калфак — татарский женский головной убор и каптырма — застежка на женский камзол

«ПТИЧЬЯ АРФА» И КЛЫК МЕДВЕДЯ

Рядом с чумом – широкие охотничьи лыжи для ходьбы по глубокому снегу и нарты. Делались они без единого гвоздя. Нарты были мужские и женские. Женские длиннее – на них вместе с матерью ехали дети. На грузовых перевозили семейный скарб.

Выставленная в музее эвенкийская мужская зимняя одежда из оленьей шкуры, мукукэ, была сшита еще в конце XIX века. А традиционную ненецкую женскую одежду закупили специально для экспозиции. «На Севере, несмотря на наличие современных материалов, до сих пор шьют традиционную одежду – наиболее теплую и подходящую для климата», – поясняет ведущий научный сотрудник музея, хранитель фонда этнографии и тканей Оксана Дербуш. Такая одежда украшается традиционным орнаментом. Его узор строго геометричен и состоит из прямоугольников, зигзагов, углов, ромбов. Ненцы трактуют эти рисунки как воспроизведение северной природы. Об этом говорят названия узоров: «оленьи рога», «заячьи уши», «сосновая шишка».

Подворье сибирских крестьян
Подворье сибирских крестьян

Обязательная деталь мужского костюма – пояс с ножнами. «Мальчик получал свой нож в 3–4 года и начинал учиться работать с деревом. Дерево и кость считались мужскими материалами, – поясняет Оксана Николаевна. – Мальчик сам делал свой первый лук. Чтобы перейти в статус взрослого человека, юноша обязательно должен был сходить на охоту на медведя. После удачной охоты он подвешивал на пояс медвежий клык. Чем больше клыков, тем более уважаемый был человек. У некоторых их была целая связка».

Но, пожалуй, самое необычное в этой экспозиции – «птичьи арфы». Национальный струнный инструмент народа манси в виде плавной треугольной рамы, на которую натянуты струны, носит название «тор-сапль-юх». В дословном переводе – «журавлиная шея деревянная». Иногда его также называют «хотол», то есть «лебедь». Передняя часть корпуса мансийской арфы загибается вверх и переходит в шейку. На конце шейки обычно вырезают птичью голову – инструмент действительно напоминает птицу. Играли на арфах только мужчины.

Если заглянуть в окно...
Если заглянуть в окно...

КУПЦЫ И КУЗНЕЦЫ

Костюмы и украшения, представленные в соседних витринах, повествуют и о других коренных жителях Сибири.

Сибирские татары – это народ, в XVI веке создавший первое в Сибири государство. Правда, просуществовало оно недолго: до прихода из Бухары хана Кучума, которого потом разобьет Ермак.

Сибирские татары активно торговали с Востоком, потому в их нарядах встречаются узорные ткани из Ирана и Персии. И очень много серебряных украшений.

В начале ХХ века многие татары изменили традиционный образ жизни – перебрались в города, стали купцами. Кстати, знаменитые купцы из города Тары Айтыкины финансировали строительство первой в Сибири каменной мечети. А в 1871 году городской староста Айтыкин настоял, чтобы в городе установили телеграф, объясняя это тем, что местные купцы ведут международную торговлю.

В избе сибирских старожилов
В избе сибирских старожилов

У шорцев (малочисленного тюркского народа, живущего в юго-восточной части Западной Сибири) вышивка на одежде довольно лаконична. Она лишь фон для множества ювелирных украшений. Праздничный девичий головной убор тошток можно с полным правом назвать образцом декоративно-прикладного искусства. Подвески изготовлены очень тонко, а ведь их столько, что не сосчитать.

У северных шорцев было хорошо развито кузнечное дело, а также добыча и плавка железной руды, поэтому русские называли их «кузнецкими татарами». Однако с включением территории в состав Российской империи заниматься традиционным железным ремеслом шорцам было запрещено царским указом: продажа оружия была одним из основных источников государственного дохода.

Наряды и украшения алтайских старообрядцев-"поляков"
Наряды и украшения алтайских старообрядцев-"поляков"

СТАРОЖИЛЫ

Еще один зал экспозиции посвящен народам, заселившим территорию Сибири после ее присоединения к Российской империи.

Первыми переселенцами были служилые люди и охотники-промысловики. Одни отправлялись за Камень (так в те времена называли Урал) по царскому указу – для охраны крепостей и сбора ясака. Другие шли добывать «мягкое золото» – сибирские леса изобиловали пушным зверем. И ставили на лесных тропах ловушки-самострелы, одну из которых можно увидеть в экспозиции.

В Сибири добыча пушнины была одним из важнейших промыслов. Местное население не платило никаких налогов, кроме дани, которая взималась пушниной. Удачливый охотник-промысловик за один сезон мог заработать себе на подворье – поставить избу, купить лошадь…

Вдоль больших рек – Енисея, Иртыша, Оби, Тобола – возникали крупные остроги: Тюмень, Тобольск, Тара, Томск, Новокузнецк, Енисейск, Красноярск, Якутск, Иркутск, Нерчинск. К концу XVII века по численности русское население уже преобладало над коренным и по переписи 1710 года составило около 310 тысяч человек. Селились в основном в северных районах Западной Сибири. Южное направление долгие годы было беспокойным из-за набегов кочевников – джунгар, казахов, сибирских татар... Там землепашцы стали селиться только в третьей четверти XVIII века – после постройки крепостей и укрепленных линий от Урала до Алтая.

Сумка для добычи — казахи часто охотились с ловчими птицами
Сумка для добычи — казахи часто охотились с ловчими птицами

До начала XIX века крестьяне часто переселялись в Сибирь за счет государства. Они получали денежную ссуду, инвентарь, скот, освобождение от налогов на некоторое время. Первыми переселенцами стали в основном выходцы с севера европейской части России – из Архангельской губернии, Поморья. Они приспосабливались к новым суровым условиям и формировали особую группу населения – сибирских старожилов.

Традиционная русская изба с печкой, красный угол, узорные полотенца... В углу – трепало, гребень, прялка и ткацкий станок. А над колыбелькой как оберег подвешена тряпичная куколка, одновременно являвшаяся погремушкой. «Все ритуальные действия имели определенный рациональный смысл, за ритуалом всегда стоит твердая бытовая логика», – поясняет Оксана Дербуш.

В Сибири крестьяне были достаточно зажиточными, потому они в основном шили одежду из купленных тканей. Из домотканного полотна делали лишь рубашки – и мужские, и женские. Причем на женской рубашке верхнюю часть рукава могли украсить дорогой купленной тканью.

Самым распространенным в Сибири женским головным убором была характерная для северных русских губерний шамшура – украшенная вышивкой полотняная шапочка с твердым очельем. Поверх нее повязывали платок или шаль с кистями – получался весьма эффектный головной убор, напоминающий тюрбан.

На печке лежит коврик из лоскутков. Он демонстрирует особое отношение крестьян к ткани – она никогда не уничтожалась полностью, использовалась до последнего. Из старой одежды делали половики, покрывала, одеяла.

Интерьер юрты
Интерьер юрты

СТАРООБРЯДЦЫ

Среди переселенцев было много старообрядцев. Часто они оставляли родные края не по своей воле. К примеру, алтайские старообрядцы-«поляки» были потомками русских старообрядцев, обосновавшихся на территории Речи Посполитой, откуда их насильно переселили в Сибирь. Старообрядческие деревни на Алтае стали родиной сибирского пчеловодства, которое они вели сначала упрощенным способом, а потом перешли к современным рамочным («рамщистым») ульям.

Алтайские старообрядцы-«поляки» жили замкнуто, не смешиваясь с представителями других сибирских этносов. Вели хозяйство, но и о красоте не забывали. Поражает цветовым великолепием гайтан – бисерная лента для нательного креста. А вот роскошная женская рубаха – вся в вышитых узорах. Сколько времени понадобилось мастерице, чтобы создать такое чудо, даже предположить сложно... Это рубаха из этнографической коллекции, которую писатель и этнограф Александр Новоселов собрал на Алтае в 1913 году и передал в музей.

Любопытно, что в Сибири дольше всего сохранялось обилие орнаментов на одежде, в Европейской России в XIX веке орнамент уже становится достаточно лаконичным. Исследователи объясняют это так: в Сибири были большие семьи, соответственно, возможностей для девушек заниматься рукоделием было больше.

В Омском музее хранится одна из самых известных в России коллекций предметов алтайских старообрядцев – аналогичные экспонаты есть еще в нескольких музеях Казахстана, на Алтае и в Российском этнографическом музее.

Украшенный тиснением кожаный подойник для кобыльего молока
Украшенный тиснением кожаный подойник для кобыльего молока

ДЕТИ СТЕПЕЙ

«Казахи появляются на территории Сибири примерно одновременно с русскими, только они приходят с другой стороны – в поисках новых пастбищ для скота. Большое значение в истории казахского народа имело добровольное вхождение в состав Российского государства, когда казахи Младшего и Среднего жузов получили право кочевать под защитой русских крепостей. Центром этой укрепленной линии была Омская крепость, на территории нынешней Омской области находились зимние кочевья казахов Среднего жуза», – объясняет Оксана Дербуш.

Установленная в зале юрта – современного производства, но она сделана в соответствии с древними традициями. Украшающий кочевое жилище орнамент, внутренняя планировка – женская половина и мужская, стол, за которым принимают гостей, сидя на подушках… Видно, что у этого жилища южных кочевников много общего с северным чумом. «Считается, что чум – это прародитель юрты, – говорит Оксана Дербуш. – Конструкция юрты фактически является усовершенствованной конструкцией чума».

Кумыс для казахов больше, чем просто напиток. Это важный элемент казахской культуры. Он появился у кочевников Средней Азии и Монголии более 5 тысяч лет назад. В древности его приносили в жертву тюркскому божеству неба – Тенгри. Кумысом лечили больных. Любому гостю, какой бы веры он ни был, подносили чашу с кумысом. Поэтому кожаный подойник для кобыльего молока неслучайно снабжен носиком: казахи считали, что ни одна капля молока не должна пролиться на землю. Вся утварь, которая использовалась для изготовления кумыса, богато украшалась. Молоко сквашивали и взбивали в сосуде из шкуры лошади – саба. Затем разливали в большие чаши – тегене, сделанные в форме вымени кобылицы. И уже в юрте специальными ковшами – ожау – разливали кумыс и подносили гостям.

На праздниках казахи устраивали скачки – байга, в которых участвовали не только мужчины, но и девушки. Обычай требовал, чтобы батыр, претендующий на руку и сердце девушки, догнал невесту на скакуне. Для этого на праздниках затевалась игра «Кызкуу». Девушка и юноша верхом на лошадях выходили на поле. По сигналу девушка, стегнув коня, вырывалась вперед, а парень пытался догнать ее и поцеловать. Если это не удавалось, то ухажеру приходилось спасаться бегством: девушка, догнав незадачливого кавалера, начинала стегать его плеткой.

Пожилые люди предпочитали играть в настольные игры и слушать музыку. Особенно популярной была игра «тогузкумалак». На первый взгляд все просто: нужно разложить шарики так, чтобы занять больше ячеек доски. Но эта простота – кажущаяся, неслучайно «тогузкумалак» называли «кочевыми шахматами».

На праздниках устраивали и состязания акынов, певших под аккомпанемент домбры. Песни их были полной импровизацией. А вот у еще одного музыкального инструмента, представленного в экспозиции, предназначение иное. Кобыз – древнейший предок скрипки, способный передавать звуки ветра, шелест листвы, голоса птиц и животных, – занимает особое место в культуре казахов. Кобыз был инструментом баксы – казахского лекаря. Считалось, что, играя на кобызе, баксы может отгонять злых духов, болезни и даже смерть.

Русские, украинцы, белорусы...
Русские, украинцы, белорусы...

Особая роль у казахов отводилась украшениям. Их было очень много, особенно в женском наряде. Перстни и кольца носили обычно по три-четыре штуки, это были повседневные украшения – считалось, что иначе приготовленная женщиной пища будет нечистой. Казашки и серьги носили постоянно. Большие и сложные праздничные серьги крепили к волосам, чтобы не разорвать мочку уха. Особенно много украшений было у молодых девушек. Они украшали косы лентами-шашбау, унизанными серебряными монетами, и шолпы – подвесками из серебряных блях, скрепленных колечками и цепочками. Шолпы помогали девочке формировать правильную осанку – она старалась, чтобы ее походка была легкой, воздушной. Только тогда украшения издавали мелодичный звон. А главным элементом девичьих нагрудных украшений были серебрённые бляхи или монеты, скрепленные между собой цепочками или кольцами. В XIX веке казахские ювелиры стали активно использовать русские серебряные монеты – с них стирали отчеканенное изображение и наносили свой узор.

ДОБРЫЕ СОСЕДИ

Среди первых переселенцев были выходцы с Украины и из Белоруссии, но их было немного. И только после строительства Транссиба в Сибирь хлынул поток переселенцев из южных губерний.

У белорусов и украинцев цветовая гамма традиционных костюмов одна – красно-белая, а вот орнаменты очень отличаются. У белорусов – архаичный геометрический, у украинцев – богатый растительный орнамент. У украинцев орнамент вышитый, у белорусов – тканый, хотя вышивка, конечно, тоже использовалась.

Украинцами было создано около ста различных техник вышивки, в каждом регионе были свои особенности. В Черниговской области была распространена вышивка, выполненная очень мелкими стежками. В полтавской вышивке преобладали одноцветные, чаще белые орнаменты. Для Харьковской области характерна многоцветная вышивка крестиком, полукрестиком с эффектом рельефности.

В гостях у немецких переселенцев
В гостях у немецких переселенцев

Есть в экспозиции и подворье, которое иллюстрирует занятия сибирских крестьян. Переселенцы превращали в пашни земли, прежде не знавшие плуга, и всячески старались облегчить себе этот нелегкий труд. Вот классические крестьянские орудия: соха, ярмо для упряжки вола, борона – чтобы разбивать крупные комья земли… А вот техническое приспособление – каток с забавным названием «медведь». Он использовался для того, чтобы разбивать комья земли или для молотьбы – выбивать из колосьев зерна. Ведь молотить цепом работа долгая и тяжелая.

Особенно много технических новшеств было в хозяйстве у немецких переселенцев. У них был и станок для глажки белья, и пресс для изготовления растительного масла американского производства… Активная немецкая колонизация Сибири началась во второй половине XIX века. В XVIII веке Екатерина Великая пригласила в Россию немецких поселенцев. Тогда они селились преимущественно на юге – в Поволжье, на Украине. А когда свободных земель стало не хватать, отправились в Сибирь. За Урал ехали не выходцы из Германии, а переселенцы из колоний в Центральной России. Ехали большими группами. Переселение поддерживалось материнской колонией – семьям выдавались подъемные.

Немецкий интерьер отличала резная деревянная мебель, обилие вышивок и салфеток. В коллекции Омского музея, например, есть шкаф, изготовленный в конце XIX века без единого гвоздя. Жезл с лентами – элемент свадебного обряда. Он назывался «шток». Перед свадьбой дружка-штокман обходил соседей, и тот, кто соглашался посетить грядущее торжество, привязывал на шток ленточку. Так пунктуальные немцы определяли число гостей. Отметим, что немецкая этнографическая коллекция Омского музея одна из крупнейших в России. Старейший предмет в ней – алфавитный указатель к духовной литературе, изданный в Лейпциге в 1711 году. Религия в жизни немцев значила очень многое.

А еще в Сибирь с юга ехали молдаване, с северо-запада – латыши и эстонцы... Обо всех в одной статье не расскажешь. Но главное, представители разных наций всегда жили на сибирской земле как добрые соседи. Именно об этом напоминает экспозиция Омского музея, помогая сегодняшним сибирякам сохранять историческую память.