Как же современные российские мамы влияют на сыновей? Давайте разберем на примере.
Олегу 5 лет. Мама любит его, прощает ему все, что можно, гладит и целует его, чтоб тот не плакал и не обижался. Мама максимально выполняет свою роль принимающей и безоценочной стороны, её любовь безусловна.
Идет время. Олегу становится 11 лет. Признаки непослушания начинают проявляться в активной мере – ребенок любознателен, активен, ему хочется пробовать и узнавать все новое. Гулять по стройке с друзьями, бегать на далекие улицы, чтобы посмотреть на пожар, шариться по мусорке в поисках интересных вещей, ну и конечно гладить бездомных кошек, ведь они такие милы. Мама в ужасе.
Почему мужчинам тяжело живется в России (часть 3)
Ведь это её любимый сын, её любимый и идеальный мужчина. Нельзя допустить, чтобы он погиб или с ним что-то случилось. Мать начинает выставлять сыну первые серьезные запреты. Не ходи на ту улицу. Я запрещаю тебе дружить с Васей, потому что он роется в помойке.
Я категорически против, чтобы ты приближался к пожарам. Тебе нельзя столько лазить в интернете, а то найдешь там что-то плохое. Мать строит вокруг сына золотую клетку, и её можно понять – ведь отец Олега, её муж, не занимается проблемой воспитания сына. Он читает газету и недовольно хмыкает, когда сын опять что-то творит. Он считает, что все хорошо.
В каком-то смысле он прав —любопытство есть неотъемлемая часть мужской природы, как и мужская агрессия. Мальчик должен исследовать мир, расширять свои границы, рисковать и пробовать новое. Если он не научиться это делать, он всю жизнь будет бояться. Но мама – это мама, её не волнует и даже пугает агрессия, поэтому ей проще запретить. И ей это удается, ведь муж не вмешивается. А если вмешивается, то она начинает скандалить и тот уступает.
Однажды ко мне пришел клиент, его звали Саша и ему было 35 лет. Он рассказал историю, как будучи маленьким толстым мальчиком, постоянно подвергался издевкам и насилию со стороны сверстников. Жирный, жиртрест, жиробас – только часть фраз, которыми его называли. Однажды Саше это надоело, он схватил кого-то из обидчиков и отдубасил так, что у того пошла кровь из носа.
К несчастью, все это увидела мама Саши. Она немедленно заорала на него, схватила за шкирку и поволокла домой, чтобы там отчитать и наказать. Плохой мальчик, плохой – кричала она. Нельзя драться, это плохо. Почему ты обижаешь чужих детей? Ей казалось, что он обязан был словами договориться с этими мальчиками. Да, они подлецы, но руки распускать нельзя. Так Саша и рос, толстым, униженным всеми и одиноким. На момент консультации со мной он все еще жил с родителями и редко выходил из дома.
Мамы — очень эффективные блокировщики мужской агрессии, потому что им подобное поведение непонятно и не нужно, ведь они не мужчины (очевидно). Умение исследовать мир, быть смелым – эти навыки должен прививать отец, в противном случае мать сильно привяжет к себе ребенка и сделает его инфантильным, слабым и безопасным.
Практически все драчуны, агрессивные и жесткие дети – это парни, у которых были такие же агрессивные, активные и жесткие отцы. Я не знаю ни одного случая, когда бы пассивный самоустранившийся отец повлиял бы на сына в сторону увеличения агрессивности. Когда отца нет – это почти гарантированно приводит к заблокированной агрессии (см Менделевич Владимир Давыдович, Соловьева Светлана Леонидовна, (2016). "Неврозология и психосоматическая медицина")
Вернемся к Олегу. Помимо жестких запретов на агрессию, мама старается продолжать одновременно быть всепрощающим «полюсом», т. е. родителем, который любит просто так, без всяких условий (хотя это конечно же не так, учитывая её ограничения).
Если сын не нарушает её предписания, во всем остальном он может быть каким угодно. Язвительным, ленивым, бездельничающим, целями днями напролет сидящим за компьютером. Как рассуждает в такие моменты мама: «Хорошо, что он дома. Пусть что угодно делает, лишь бы был рядом со мной». Она прощает Олегу его ошибки и безделье снова и снова, ведь она мама и должна любить. Тем более, есть еще один фактор, который влияет на её прощение.
Для этого вспомним, какая мама по характеру: строгая, требовательная, командующая. Ей тяжело, потому что она много работает (или много хозяйничает по дому), пока муж занят неизвестно чем. Она нервничает из-за будущего, стресс в её организме регулярно накапливается и требует разрядки. Но отношения с мужем не складываются, поэтому её отрада – сын. Как только в её поле зрения попадает сын, она смягчается и становится более ласковой. Дети — психически гибкие и податливые существа, они легко перестраивают свое поведение, чтобы добиться желаемого. Мама строгая и суровая? Нужно её развеселить. Мама хмурится? Нужно подурачиться. Это работает, поведение закрепляется, находит отклик у мамы. Стратегия становится основной. Олег понимает, что он может вить из мамы веревки, если будет шутить, веселить и дурачиться с ней.
Мама это одобряет, она в восхищении. Ей кажется, что именно таким и должно быть поведение мужчины. Ласковый, добрый, помогающий ей, веселящий её, когда ей тяжело. А со всем остальным она справится сама. Всем своим поведением она говорит сыну:
«Продолжай быть неагрессивным добрым мальчиком, который сидит дома и веселит меня. Будь умным, послушным и безвредным. Таким я тебя люблю. Все остальное неважно».
Еще одна ключевая вещь, которая зачастую развивается у будущих мужчин в этом возрасте – это нарциссическая травма. В базе нарциссизм представляет из себя самолюбование и завышенную самооценку, а нарциссическая травма – негативная яростная реакция на публичные неудачи, когда человек испытывает глубокое чувство стыда и отвращения к себе, если видит, что люди обнаруживают его истинное лицо.
Проще говоря, человек с нарциссической травмой старается показывать себя максимально выгодно и эффектно. Он старается скрывать свои неудачи, ошибки и промахи, в том числе и изъяны во внешности, поскольку это рушит идеальный образ себя в глазах других. Как царапины на стекле или двери автомобиля, или прыщи на лице, которые не видны в инстаграме, потому что их отретушировали.
Откуда берется травма у подростков? По моему убеждению, она связана напрямую с матерью - в теории, любовь матери должна быть безусловна и всепринимающа, то есть, говорить: «я люблю тебя таким, какой ты есть, некрасивым, грязным, ошибающимся, слюнявым, лохматым, любым. И мир будет любить тебя тоже». В таком случае мальчик будет привыкать, что независимо от его поведения и образа, никто его не будет ненавидеть. Это помогает ребенку социализироваться и не бояться неудач, ведь у него формируется ощущение, передаваемое с мамой, что мир дружелюбен и склонен прощать ошибки.
Но если ребенок не будет бояться ошибок, он может умереть, он может навредить другим, если будет вседозволенность. Тут нужен отец — его задача ограничить сына в ошибках и направить по верному пути. Таким образом, ребенок может балансировать между полюсом всепрощающей любви (мама) и полюсом правил и социальных норм (отец). Он чувствует любовь и принятия от мира, но знает, что есть и ограничения.
Продолжение по ссылке:
Почему мужчинам тяжело живется в России (часть 5)
Павел Домрачев