Найти тему
Александр Дедушка

Если человек забывает о присутствии Божьем, к чему это приводит? И что означают попытки «разбудить» Бога?

В Евангелии есть очень интересный эпизод, который напрямую связан с тем, что переживает каждый человек в своей жизни. Это чудо, когда Иисус Христос усмирил разыгравшуюся бурю.

Евангелисты говорят об одном и том же эпизоде, но расставляют разные акценты. Впрочем, во всех вариантах звучит упрек Иисуса Христа Своим ученикам в их боязливости и маловерии.

Давайте присмотримся к этому чуду в изложении апостола Матфея:

«И когда Он вошел в лодку, за Ним последовали и ученики Его.

И вот, сделалось великое волнение на море, так-что лодка покрывалась волнами; а Он спал.

Тогда ученики Его, подошли к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас: погибаем.

И говорят им: что вы так боязливы, маловерные? Потом встав запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.

Люди же удивляясь, говорили: кто Этот, что и ветры и море повинуются Ему?» (Мф. 8. 23-27).

То, что Иисус Христос спал во время бури, легко объясняется напряженным днем, который Он провел до этого.

В этот день Он произнес Нагорную проповедь, исцелил прокаженного, слугу сотника, тещу Петра, а также многих других бесноватых и больных. Естественно, что человеческая ипостась Христа после такого напряженного дня нуждалась в отдыхе.

Итак, Христос спит, но начинается буря. Причем, внезапная и сильная, так что даже ученики Христа, многие из которых были профессиональными рыбаками, а значит, знакомыми с подобными явлениями, и те оказались напуганными.

В их словах и действиях сквозит отчаяние, а в словах, обращенных ко Христу и зафиксированных евангелистом Марком, - прямой упрек Христу:

«…Учитель! неужели Тебе нужды нет, что мы погибаем?» (Мк. 4. 38).

В этом упреке словно бы слышатся все многовековые упреки многих поколений людей, адресованные когда-либо Богу – от ветхозаветного Иова до современности.

В этом упреке и наши с вами претензии к Богу, когда нам кажется, что Он нас оставил один на один с нашими бедами и проблемами.

Мы ведь тоже часто – сознательно и бессознательно – адресуем подобные упреки Богу, находясь в недоумении, страхе и отчаянии.

Но давайте внимательнее присмотримся к этому евангельскому эпизоду.

Ученикам вместо того, чтобы бояться и будить Христа, нужно было бы просто позаботиться, чтобы буря Его не разбудила раньше времени.

Христос не где-то там на берегу, Он здесь – вместе с учениками в лодке, а значит, с ними не может приключиться ничего плохого. После стольких чудес, Им совершенных, в этом не может быть никакого сомнения.

Но вместо этого они впадают в отчаяние и спешат разбудить Иисуса Христа. О чем это говорит?

Ответ в упреке Христа – «что вы так боязливы, маловерные?»

Вот он – ответ, касающийся всех нас. Только «маловерные» могли себя так повести – впасть в панику и кинуться «будить» Христа.

Потому что следствием маловерия является вполне естественная «боязливость».

Человеку кажется, что он одинок, что он оставлен и брошен Богом, что Бог «спит» и не видит всех его бедствий и проблем.

Удивительно, что ничего не меняется в наших с нами отношениях с Богом!

Когда все хорошо – мы с неким самодовольством наблюдаем за разного рода благами, посылаемыми нам Богом, как за само собой разумеющимися явлениями.

Там, видимо, наблюдали и ученики за чудесами, которые совершал Иисус Христос.

Но стоит произойти каким-то бедствиям – болезням, катастрофам, страданиям… Тут же картина меняется.

Мы впадаем в панику, начинаем адресовать упреки Богу и бросаться «будить» Его. Как же так – Бог забыл о нас? «Спит», и не видит, как мы страдаем, и как нам плохо.

Увы – и нам напрямую относятся слова Христа, ибо мы с вами тоже «маловерные». Как и ученики – мы ждем от Христа только внешних благ, но не пускаем Христа вовнутрь – в наши с вами души.

Мы не даем Богу проверить нас страданиями, бедствиями и искушениями. Мы их не хотим, мы как язычники хотим лишь наслаждаться в этой жизни, забывая о необходимости очищения собственной души.

Если бы Христос жил внутри наших душ, а не снаружи, мы бы не впадали в панику по поводу разного рода бедствий.

Мы бы понимали, что так Бог очищается нас, смывает с наших душ плесень спеси и самодовольства, проверяет наше смирение и готовность во всем довериться Богу.

Ведь проблема не в том, что Бога рядом нет, а в том, что Он не внутри нас, а снаружи, да еще и «спит».

Так нам кажется по нашему с вами «маловерию» - и в соответствии с этой «малой верой» и начинает течь наша жизнь со всеми ее страхами, ужасами, паниками и попытками «разбудить» Бога.

В то время как Бог всегда рядом, всегда готов прийти на помощь, и Его не надо «будить» для этого.

Но в том то и дело, что «рядом», а не в душе. Ибо мы сами не забоимся о том, чтобы так очистить свои души, чтобы Христос мог поселиться там, и мы могли бы это чувствовать.

«Чистые сердцем Бога узрят» - вот истина, высказанная Христом, но к нам имеющая мало отношения.

Ибо наши сердца грязны, мы Бога не видим – Он для нас где-то снаружи, да еще и «спит», в то время как мы бедствуем.

Наша душевная грязь приводит к маловерию, маловерие в свою очередь вызывает боязливость и панические атаки, а они, в свою очередь, приводят к попыткам «разбудить» Бога в отчаянных воплях к Нему.

Вот – увы! – наша настоящая духовная жизнь, так наглядно продемонстрированная еще две тысячи лет тому назад небольшим евангельским эпизодом.