Найти тему
История и искусство / Artifex

Рисование на автомобилях: красота, смешанная с грязью

Художники-энтузиасты делают на грязных стёклах и кузовах автомобилей репродукции Ренуара и выставки на остросоциальные темы.

Эксперименты художников с формой искусства могут завести их к идеям, которые кажутся со стороны простой детской шалостью. Многие из нас, сталкиваясь на улице с грязной машиной тающей ранней весной, хотели написать на ней дурацкое послание или хотя бы просто провести пальцем. Однако некоторые художники сделали рисование на автомобилях отдельной самобытной формой искусства.

В детстве Скотт Уэйд (Scott Wade) ловил вдохновение, когда рисовал пальцем на задних стёклах машин героев мультфильмов, и получалось забавно и реалистично. Со временем грязных автомобилей стало больше, а Уэйд – получивший ироничное прозвище «Грязный Да Винчи» с обретением популярности – перешёл на рисование различными кистями и начал писать настоящие произведения искусства: как копировать уже созданные, перенося на необычное полотно, так и создавать собственные. Именно Уэйд считается основоположником рисования на стёклах автомобилей как отдельного вида искусства.

Среди источников вдохновения художника – различная живопись (от Ренуара до японских гравюр), природа родного Техаса, и бытовые сюжеты, которые удачно ложатся на форму автомобильного стекла.

Почему Уэйд рисует кистью на автомобильном стекле, когда мог бы на холсте? Главная мотивация для Уэйда – перевернуть восприятие прекрасного и ужасного. Стандартная реакция на грязную машину – отторжение, но Уэйд отмечает: «Когда вы можете превратить грязь в красоту, тогда это бросает вызов нашему восприятию того, что красиво, а что нет». Также из-за специфики «холста» такая картинная галерея очень мобильна, а экспонаты постоянно меняют местоположение (и задевают мировосприятие новых и новых людей).

-2

Чтобы рисунки получались очень детализированными, Уэйд использует множество различных кистей, чтобы создавать разнообразные эффекты изображения. Как правило, грязь или пыль сначала полностью надувается на окно, а затем очищается кистями.

В России подобный вид искусства продвигает москвич Никита Голубев, известный также под псевдонимом ProBoyNick, но его творчество очень сильно отличается от рисунков Уэйда. У Никиты другой формат «холста»: если Скотт рисует в основном на легковых автомобилях друзей, знакомых и заказчиков, то Голубев рисует на фургонах грузовиков в дворах Ясенево без спроса хозяев машин. Он совсем редко использует кисти при рисовании – обычно рисует просто пальцами в перчатках. Он рисует только при определённой температуре, ниже ноля и до -10, когда грязь достаточно удобная для рисования.

-3

Сами рисунки тоже другие – это не только красивые художественные задумки, но и высказывания на остросоциальные темы. Например, одной из самых популярных работ Никиты в его инстаграме стала работа «Космонавты» по мотивам акций протестов – где настоящий космонавт хватается за лицо, глядя на космонавта настоящего. Сам Никита называет своё творчество большим скетч-буком, в котором он делает наброски.

-4

Рисунки на стёклах автомобилей необычны не только из-за материала, с которым работают художники. Всё их творчество недолговечно: картины Уэйда живут до первого дождя, картины Голубева – до первой оттепели, когда зимняя грязь растекается и становится бесформенной. Они творят, заранее понимая, что их творчество проживёт недолго и останется только на фотографиях. Но результат работы (и эмоции ничего не подозревающих хозяев автомобилей) всё перекрывает.

Автор: Сергей Титов