Однажды мой друг Паша, поэт и когда-то очень веселый человек, так и не уехавший из многострадального Октябрьского поселка, сказал: «А ты просто задумайся, каким личностным изменениям подвергся каждый, кто живет на Кремлевском проспекте, или на Стратонавтов, или на 1-й Площадке с приходом войны. Да и не только у нас, на Октябрьском, но и вообще в Донбассе. Есть качества, которые не могут измениться в людях, но есть такие, которые проявились или появились с первой бомбежкой, с первой увиденной воочию смертью, в первом подвале, где отсиживался несколько суток…»
Я и задумалась. Ведь есть же вещи, которые априори не могут поменяться. Но есть то, что в каждом человеке, попавшем в реалии боевых действий, становятся более очевидными….
Порассуждаем.
Все мы изменились за последние 7 с хвостиком лет. Не в худшую, и не в лучшую сторону, стали просто другими. Изменились акценты, ценности, трансформировалось сознание, особенно в первый год войны, а у многих оно так и не оттаяло в сторону потребительства и эгоцентризма, мы стали по-другому понимать мир вокруг себя, почувствовав в 2014 году слово Родина, с песком и пылью на зубах, с грохотом от разрывов бомб на родной земле. По-особенному остро почувствовали. Мы и о слове «государство» начали думать иначе, отождествляя себя и свои мысли со своей, маленькой тогда и очень затравленной страной. Мы стали по-другому относиться к людям и друг к другу, иначе прощаться при расставании и по-иному встречаться вновь – в этом было немного от понятий «навсегда» и «слава Богу».
Я могу рассуждать об этом очень долго, выискивая и оголяя все военные и поствоенные метаморфозы каждого, живущего в Донбассе, особенно тех, кто не уезжал никуда в 2014 – 2015 годах. Каждого из нас. История точно знает, что любая война, привнося свои кровавые коррективы в жизнь, меняет людей, меняет народ, иногда она творит его заново, особенно если отсеивает ненужное и оставляет, а порой и приумножает ценное.
Так было в Великую Отечественную, самую кровавую и жестокую войну за всю историю Человечества. Тогда Великая Победа далась немыслимо дорогой ценой, - страна лежала в руинах, почти 2000 городов, 70 тысяч сел, 32 тысячи промышленных предприятий было стерто с лица Земли, но самое главное – 27 миллионов человеческих жизней, отданных за одно огромное дело (по другим подсчетам количество жертв составило до 40 миллионов человек!).
Понимаете, а чем я? Давайте еще раз!
Много веков враги хотели уничтожить Россию. Но каждая война, приносившая потери и кровь, сплачивала русский народ сильнее, чем годы тихой мирной жизни. Потому что враг всегда был с одной стороны, и народ объединялся в один кулак для того, чтобы его победить. А в Великую Отечественную одним кулаком стала вся страна.
Старики говорят «Любовь – это не когда люди смотрят друг на друга, а когда они смотрят в одном направлении». Так и с семьей, и с обществом, и с народом. Как и прошлые победы, Великая Победа в этой войне, по сути, сформировала национальное народное самосознание общества русского единства. Не зря же и 30 лет спустя 9 мая празднуют во всех странах бывшего СССР. И не зря на Украине этот Великий Праздник официально отменен – кураторы украинской русофобии прекрасно понимают значение этой Победы, и ее роль в объединение народа.
Более того скажу
Именно для того, чтобы сделать из единого народа разобщенную массу людей, нас долгие десятилетия обращали взглядом внутрь себя – общество потребителей не может быть одним кулаком, не может смотреть в одном направлении, не может даже приблизиться к понятию «единый народ». Человек – потребитель никогда не скажет «Почему я должен бежать из своего дома?», он не пойдет с оружием в руках защищать свою землю, он не выйдет на площадь, чтобы сказать «Нет!» захватчикам и нацистам, не возьмет свою судьбу в свои собственные руки.
Это не красивые слова, это реалии, и они доказаны тем, что мы пережили за 7, 5 лет.
Просто оглянитесь вокруг и спросите себя сами, какими стали дончане с приходом войны. Пусть это звучит странно и даже страшно, но я никогда не забуду россиянина, который мне сказал во время интервью в конце 2014 года: «Вы, жители Донбасса, научили нас любить свою Родину...»
Так или иначе, но из за войны мы стали:
- добрыми, но безжалостными,
- отзывчивыми, но жесткими в суждениях,
- экономными, но щедрыми,
- познавшими страх, но бесстрашными,
- осведомленными, но многого не желающими понимать,
- доверчивыми, но осмотрительными,
- мы научились работать без отдыха, но дико устали,
- наши души бесконечно открыты, но подозрительность въелась в на намертво,
- мы жаждем быть мирными, но вынуждены держать кулаки наготове…
Мы научились делить последний кусок хлеба с тем, кому хуже, и мы узнали, что такое голод и безденежье. Мы познали холодные темные подвалы, но мы научились спасать незнакомых людей от обстрелов. Мы стали способны прикрыть от пули своим телом случайного прохожего, приютить в своем доме семью, оставшуюся без крова от украинской бомбы, мы научились узнавать своих с первой секунды, и с первой минуты распахивать свои сердца, разговаривать друг с другом на бегу, но уметь увидеть красоту закатов и бездонность неба над головой…
Вы тоже можете добавить к этому списку, но есть главное - мы вспомнили, каково это – всем миром смотреть в одном направлении. А поэтому мы и стали единым народом, вспомнили, что мы – часть большого народа, о котором сказал человек, знакомый всему миру: «Россия нигде не кончается».
О музыке
Не знаю, заметили ли вы, но эта война родила целую плеяду писателей, поэтов и певцов, она родила новую музыку, Музыку Войны, и я подозреваю, что эта музыка тоже останется с нами навечно, как «Темная ночь» или «Смуглянка». Музыка, которая появилась у нас при первых обстрелах, также стала неотъемлемой частью военных событий на Донбассе. Признаю, не только музыка. Такие заполненные залы Филармонии и театров до войны мы видели только в большие премьеры или по случаю приезда столичных артистов, российских, разумеется. Хотя, Донбасс всегда был театролюбивым регионом, балето почитающим и трепетно относящимся к музыке. Но ей Богу, такого я не припомню, чтобы в Филармонии всегда был аншлаг. Но я не только об учреждениях – особая песня родилась в этой войне. Военная песня. Интернет полон военными песнями о Донбассе, и это тоже нас изменило.
Но главное - вера.
Вера в Спасителя и в Победу, вера в Россию и в русский народ, вера в самих себя и в хорошее мирное будущее, не смотря на обстрелы, блокаду и проблемы. Война многим вернула, а у многих усилила веру. Не у всех, конечно, но и то сказать, сколько из вернувшихся в 2017 и позже просто не понимают, когда им рассказывают о бомбах, прилетавших на бульвар Пушкина и о том, что никогда не знал, выходя из дома, вернешься ты или нет…
Непримиримость – это тоже в нас родилось.
Как в едином порыве в 1941-1945 годах советские люди не желали примирения, а желали только победы над фашистами, так и сейчас у нас – мы стали черствыми и безжалостными к тем, кто в нас стреляет. Бывало раньше, что мы даже оправдывали обфчных солдат ВСУ, мол, их насильно забрали в армию и все такое, но с годами, с каждым днем мнимого перемирия с украинской стороны, с каждым снарядом мы все больше хотим не примирения, а Победы, сродни той, которую в 1945-м одержали наши деды. Люди Донбасса нуждаются и жгуче хотят справедливости. В первую очередь наказания тех, по чьей вине развязана и продолжается война. И чем дальше, тем это желание крепнет больше, распространяясь на наши русские города и села, захваченные сейчас врагом.
Кстати, заметила, мы перестали их называть противниками, но только врагами, даже разделяя украинскую власть с украинской армией и украинский народ. Вот только врагов, настоящих врагов пока совсем не уменьшается…
Однажды война закончится
Люди в любой стране и во все времена хотят мира и спокойствия. Этого же хотят и люди Донбасса, который прост, как прост любой шахтер. И каждый хочет своего личного счастья. Но есть одно, чего мы еще хотим кроме мира – справедливости. А справедливость по-донецки – это освобождение исконно русских городов от фашистов, признание Русского Донбасса и его жителей такими же полноценными людьми, как и во всем остальном мире. Но я почему-то твердо уверена, что мы навсегда останемся с пробой 2014 года.