Найти в Дзене

Око за око или Времени вираж. Часть IV

Окончание. Начало тут

Рассказ основан на вполне реальных событиях, которые произошли в провинции Кандагар (Афганистан) в 1987 году и в одном из районов Чеченской республики (Россия) в 1996 году. По понятным причинам все имена изменены. В рассказе, безусловно, присутствуют элементы художественного вымысла, но из уважения к Памяти главные события были отображены именно так, как они происходили.

Времени вираж

В этот момент в помещение тихо вошёл молодой мужчина и, подойдя к старшему, что-то тихо сказал на своём языке. Лицо кавказца приняло удивлённое выражение, он несколько раз переводил свой взгляд то на своего собеседника, то на пленника. Последний факт привлёк внимание жертвы.

Он внимательно посмотрел на молодого человека, вошедшего в помещение. Что-то в его лице, его мимике показалось ему знакомым. Им овладело чувство дежавю, словно бы когда-то уже была вот такая ситуация; словно бы когда-то он уже смотрел на этого…

(«духа»?)

…мужчину.

А старший что-то втолковывал молодому не по-русски, то очень громко и при этом махая руками, то едва слышно, приобнимая того за плечи. Это выглядело как спор, при этом младший вёл себя так, словно он был абсолютно не согласен со своим оппонентом. Он из раза в раз мотал головой, что-то тихо, но твёрдо вставляя между тирадами старшего. В итоге старший вдруг отпрянул от своего оппонента, словно обжёгся, и сказал уже по-русски:

«Делай, как знаешь! Но моё мнение тебе известно!»

С этими словами, зло посмотрев на пленника, старший покинул комнату.

Молодой кавказец подошел к нему почти вплотную и спросил:

«Ты ведь узнал меня… шурави?»

Перед последним…

(нет, крайним!)

…словом кавказец сделал достаточно продолжительную паузу. И эта пауза…

(или слово?)

…словно перемкнули что-то в его мозгу. Долгое время никто не обращался к нему, используя его; разве что самые близкие, самые преданные друзья…

(шурави! Они тоже шурави!)

…по службе «за речкой». Воспоминания волной нахлынули на него. Он вспомнил и тот день, и молодого человека, сейчас стоящего перед ним.

***

…Тогда задачей их подразделения была рутинная работа по зачистке кишлаков на берегу горной реки. Перед ними основную работу сделали «спецы» — бойцы отряда специального назначения. Им же оставалось пройти по уже зачищенному кишлаку в поисках спрятанного оружия, боеприпасов…

(и людей)

…оставшихся после «спецов». Он работал в паре с молодым бойцом, совсем недавно прибывшим в их подразделение из «учебки» в Союзе. Это был первый его выход «на боевые», и оттого чувствовал он себя не в своей тарелке: нервничал, совершал порой неаккуратные действия.

Двор за двором, дувал за дувалом… Когда подошли к крайнему по направлению их движения дому с широким айвоном за дувалом, в одной из комнатушек глинобитного сооружения они обнаружили пацана лет тринадцати, спрятавшегося за тряпками, свисающими по стене в углу.

Его напарник сразу наставил на паренька автомат и больше жестами, чем словами приказал выйти дома во двор. Там напарник отскочил от юноши и прицелился в того. Губы мальчишки задвигались то ли в предсмертной молитве, а то ли в немой просьбе о пощаде.

По крайней мере, он интерпретировал эту безмолвную мимику именно так. Он тогда крикнул: «Не надо!», подошёл к пацану, обыскал его и за шею вывел на улицу, где уже начали собираться представители местных спецслужб — царандоя и ХАДа.

«Как всегда… — подумал он, — легки на помине…»

Он подвёл к «местным» подростка и пошёл забирать оружие…

***

«Я вижу, ты вспомнил, да?»

Молодой человек наклонился и острым ножом перерезал верёвку. Его тело, уставшее от долгого нахождения в привязанном состоянии, начало заваливаться набок, и ему стоило нелёгких усилий удержаться…

(не упасть)

…в сидячем положении.

«Вспомнил…» — прошептал он.

«Мой дядя — а тот мужчина и есть мой дядя — считает, что тебя надо казнить. Потому что так гласит закон гор. Ты пришёл на нашу землю убить нас. Но закон чести говорит, что тебя надо отпустить. Ты спас мне жизнь тогда, я отвечаю тебе тем же сейчас. Тебя отвезут в безопасное место, там ты сможешь дойти до своих. Но если нам придётся встретиться снова, знай: мы в расчёте».

С этими словами молодой человек что-то сказал его мучителям, всё ещё стоявшим сзади, и вышел из помещения…

#ссср #афган #чечня #кандагар #война #история

Этот и другие мои рассказы и стихи Вы можете прочитать, преобретя мою книгу «Время и Память» тут:

Ридеро, Озон, Амазон

Ещё рассказы по теме:

Нагаханский поворот | Marg Bar Souravi! | Сон | Женщина в Белом | Страшно... | Серёгина война | Короткая история романа | "Красная Звезда" Вити Ерохина | "За ВДВ!" или Учебкины рассказы | Трое суток до отпуска | Заставы Кандагара | Трёхгорка | Интернационал