ДЕЛО Секста Росция. На этом деле Цицерон сделал себе имя, произнеся в суде смелую речь. Суды в то время в Древнем Риме были как бы бесплатным театром, они были открыты для посещений публики, и многие политики использовали эти подмостки, чтобы добиться известности.
Суд Росция (80г. до н.э.) был примечателен тем, что это был первый суд по уголовному делу за долгое время. Дело в том, что только-только закончилась гражданская война, а пока она шла, было не до правильного судопроизводства. Это было страшное время диктатуры Суллы.
Сулла стал первым в истории Рима бессрочным диктатором, и его власть была практически неограниченной. Этой властью Сулла и его сторонники проводили политические репрессии. Убийства врагов нового режима были узаконены, имена этих людей внесены в специальные списки - проскрипции - списки смерти. Того, чье имя значилось в проскрипциях, можно было убить без суда и следствия. Тех, кто помогал этим людям, - тоже. Имущество этих людей конфисковалось.
Террор сопровождался обогащением самого Суллы и его приближенных. Но многим и этого было мало, и они использовали всеобщий хаос, а также свое влияние, чтобы еще больше увеличить потоки денег. Тишком от Суллы, конечно. Дело Росция - как раз один из ярких примеров.
Секст Росций был богат. Владел 13 имениями в очень престижных местах. У него была парочка дальних родственников, которым от денег Росция ничего не светило, но очень хотелось. Тогда они нашли себе "крышу".
Этой "крышей" стал Хрисогон - любимый вольноотпущенник Суллы (да-да, бывший раб), который пользовался безраздельным доверием диктатора.
Секст Росций был убит на улице среди бела дня. А Хрисогон позаботился о том, чтобы его имя задним числом было внесено в проскрипции. Поэтому убийство никто и не расследовал, оно сделалось узаконенным. Но дело в том, что убийства по этим спискам были разрешены до 1 июня 81г.до н.э. А Секст Росций был убит осенью, т.е. подтасовка была прям уж совсем явная.
Имущество убитого было конфисковано в пользу государства. Все 13 имений.
Но государству не нужно столько имений, государству нужны деньги. Поэтому обычно такое конфискованное имущество продавалось с торгов. Торги, разумеется, контролировали тоже доверенные лица Суллы, на таких торгах часто покупали те, кто надо, и за такую цену, за какую было надо.
Имения Секста Росция оценивались в 6 000 000 сестерциев. С молотка они ушли за... 2 000 (две тысячи) сестерциев. Ничего особенного, просто в 3 000 раз дешевле своей рыночной стоимости. И кто же их купил? Барабанная дробь... А купил их Хрисогон. Потом сообщники их поделили.
Однако, семья Секста Росция была непростая, сам он входил в городской совет в Америи (его родной город в Умбрии) и всем было известно, что он никогда не выступал против Суллы. Поэтому собралась делегация уважаемых людей членов совета и отправилась к Сулле, чтобы просить его разобраться в этом деле.
До Суллы они не дошли, их перехватил Хрисогон. Делегаты не знали о том, что именно он "крышевал" это убийство, зато они знали, что он - доверенное лицо Суллы. Поэтому когда Хрисогон им пообещал, что лично во всем разберется, а к Сулле ходить не надо, они ему поверили и уехали.
Ситуация для Хрисогона становилась опасной. Сулла не любил, когда его люди позволяли себе вольности без его ведома и не делились. К тому же, сын и наследник погибшего (его тоже звали Секст Росций - по традиции старший сын в семье носил имя отца) со своей стороны обратился за помощью к знатной римской матроне Цецилии Метелле, которая была родственницей жены Суллы. Т.е. к делу подключались другие люди, имевшие доступ к "телу" диктатора.
Тогда убийцы придумали обвинить самого Секста Росция в убийстве отца. Так он оказался на скамье подсудимых, и защищать его вызвался только Цицерон. Остальным было страшно, потому что об этом деле явно нельзя было говорить, не затронув людей из ближайшего окружения Суллы.
Отцеубийство было одним из тягчайших преступлений в глазах римлян. За него грозила особая казнь - виновного зашивали в кожаном мешке с петухом, собакой, обезьяной и змеей и утопить в море.
Судя по речи Цицерона, обвинители вообще-то не рассчитывали, что Росция будет кто-то защищать. Дело казалось им априори выигрышным: страх перед Хрисогоном, а также кое-какие взятки должны были гарантировать нужный исход на суде. Как следует подготовиться, продумать обстоятельства убийства, детали, доказательную базу и мотив они не посчитали нужным.
Цицерон очень быстро превратил защитную речь практически в обвинительную, прямо указывая, кому было выгодно убийство, кто завладел его богатствами и с какой наглостью и бесстыдством был обвинен Росций-сын. И подзащитный был оправдан, хотя его собственная дальнейшая судьба и судьба имений его отца нам неизвестны.
Сам Цицерон счёл за лучшее сразу уехать из Рима подальше. 2 года он провёл в Греции, продолжая обучение ораторскому мастерству и философии. Вернуться в Рим он решился только после смерти Суллы в 78г.
#великие личности #адвокатура #расследования #реальная история #история античности
- Ещё больше историй - в моём Instagram @hello.history
- Авторские курсы по истории Древнего Рима (первая лекция каждого курса - бесплатно)