«Они победили его кровию Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти.» (Откр. 12: 11).
Христианский подвиг заключается в самоотречении. Что же есть самоотречение? Отречься нужно от своей падшей природы, в которой живёт грех, которая влечёт человека ко греху. Отречься нужно от своей злой воли, своего злого произволения. Человеческая падшая природа склонна ко греху после грехопадения Адама и Евы, склонна к эгоизму, себялюбию. А из этого угождения себе, эгоизма рождаются все грехи. Например, стремление к накоплению материальных благ, к получению удовольствия от земных благ может привести человека и к жадности, нежеланию делиться с ближними; и к зависти, когда человек видит, что у соседа машина, к примеру, дороже и т.д.; и к унынию может привести, если человек лишается каких-либо материальных благ или не может их получить; к гордости и тщеславию, когда человек тщеславиться своим богатством и т.д. Отсюда же может рождаться гнев, осуждение, злословие в сторону ближнего, если что-то не поделили с ним. Чревоугодие и блуд также происходят от желания угодить себе. Всё это смертные грехи, которые губят душу, приводят душу в погибель. Жить, угождая себе – это есть широкий путь, о котором говорит Господь, этим путём идёт большинство; «потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;» (Мф. 7: 13). Значит эгоизм – это ненависть к своей душе. «Господь испытает праведнаго и нечестиваго: любяй же неправду ненавидит свою душу» (Псалом 10: 5). В противоположность этому, самоотречение – это узкий путь, ведущий ко спасению, но немногие идут этим путём; «потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.» (Мф. 7: 14).
Самоотречение предполагает отречение от своей злой воли, своих плотских желаний, подчинение себя воли Божией, выраженной в Его заповедях; угождение не себе, а Богу и ближним. «...Каждый должен себя подчинить ближнему своему Бога ради.» Преподный Авва Исаия. Нужно искать угодить не себе, а ближнему, исполнить лучше не свою волю, а волю ближнего. Следует примерять поступки по отношению к ближнему на себя, поступать с людьми так, как нам бы хотелось, чтобы с нами поступали, и не делать людям того, что не хотелось бы, чтобы делали нам. «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки.» (Мф. 7: 12). В этом заключается любовь к Богу и ближним: «Иисус сказал ему: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» – сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя»; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.» (Мф. 22: 37-40). Ведь Господь призывает нас в каждом видеть Христа: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне». (Мф. 25: 40). «Я – Господь первый, и в последних – Я тот же.» (Исаия 41: 4). Всё это, конечно, возможно совершить, только имея веру. «Через веру человек отрекается от закона эгоизма, отрекается от огреховленной души своей; любя душу, он ненавидит грех в душе; молитвой он старается закон атеизма заменить законом теизма, страсти заменить добродетелями, жизнь по человеку заменить жизнью по Богу, и таким образом исцелить и оздоровить душу от грехов. Потому святой Исаак учит: «Любовь Божья заключается в самоотречении души.» Преподобный Иустин Попович.
Это конечно же требует определённых усилий. Отказ от своих желаний в угоду Богу и ближним дело не лёгкое для нас, склонных ко греху. Но в этом заключается христианский подвиг – отказаться от желания своего злого сердца и поступить по заповеди Божией. Это есть несение креста вслед за Господом: «кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет её, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет её. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сём прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придёт в славе Отца Своего со святыми Ангелами.» (Мк. 8: 34-38). Но другого пути нет. Если здесь будут трудности, скорби, связанные с несением креста, борьбой с грехом, понуждением себя к деланию заповедей, то, зато после перехода в иной мир такой душе будет намного легче достигнуть Царства Небесного, пройти мытарства, чем тем, кто жил по своим плотским страстям, потому что такая душа накопит добрые дела. «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.» (Мф. 6: 19-21). Здесь нужно терпение, смирение, упование на Бога. Апостолы, мученики, преподобные и все святые показали нам своим примером, что исполнение Евангелия возможно, они отверглись себя и последовали за Христом, тем самым победив врага рода человеческого - сатану.
Заповеди Божии кажутся невозможными для падшего естества, но Богу возможно всё; «невозможное человекам возможно Богу.» (Лк. 18: 27). Поэтому нужна молитва, пост, нужно посещать храм Божий, участвовать в таинствах Церкви, особенно, в таинствах Покаяния (Исповеди) и Причастия. Пользуясь этими средствами, мы получаем благодать от Господа, чтобы соблюдать заповеди Божии. Также самоотречение – это и борьба с греховными навыками, со страстями, с духами злобы поднебесной, разжигающими эти страсти. «Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится. Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах, яко плача и сетуя, тако смиряхся.» (Псалом 34: 13-14). Таким образом, человек соблюдая Животворящие заповеди Божии, которые приводят к исцелению души от страстей и спасению души, преображается из ветхого человека в нового, избавляясь от пороков и приобретая добродетели по образу Божию. «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними. А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем — Христос. Итак, облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу: как Христос простил вас, так и вы. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства.» (Кол. 3: 5-14). Ведь Господь создал нас, чтобы мы были Его образом и подобием, делали добрые дела, несли в мир свет, добро, любовь. «Ибо мы — Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять.» (Еф. 2: 10). Господь – Свят, праведен, милостив, Бог – есть любовь, в Нём нет никакой тьмы. «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы.» (1-е Ин. 1: 5); «яко прав Господь Бог наш, и несть неправды в Нем.» (Псалом 91: 15). А человек, по природе, – зол, склонен ко греху. «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него.» (Лк. 11: 13). Вот поэтому и нужно отвергнуться себя и последовать Христу, чтобы приблизиться к Богу, чтобы быть Его образом и подобием, и после перехода в иной мир наследовать жизнь вечную со Христом. В этом заключается победа над собой. Награда большая – жизнь вечная в Царстве Небесном. «Но, как написано: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его».» (1-е Кор. 2: 9).
«и кто не берёт креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет её; а потерявший душу свою ради Меня сбережет её.» (Мф. 10: 38-39).
«Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.» (Откр. 21: 7).