Большая часть экономических данных, на которые мы опираемся при принятии решений, выражена в деньгах.
Что такое деньги?
Самый простой ответ: деньги - это то, что люди согласны использовать для оплаты товаров и услуг. Деньги являются средством платежа.
Но, зная многое о деньгах, воспринимаем мы их весьма своеобразно.
Ментальный учет
Достаточно часто в нашем восприятии не все деньги одинаково равны. Мысленно мы делим «всеобщий эквивалент» на разные категории. Либо в зависимости от того, как они нам достались, на что собираемся потратить, сколько мы уже потратили. Ментальным учетом это назвал Ричард Талер.
С одной стороны, это может быть эффективным приемом, позволяющим защитить важные для вас средства от растраты (например, те, которые мысленно или в реальности помечены «на черный день», «на образование ребенку», «на летний отдых» и т.д.). С другой стороны, это может загнать вас в ловушку.
Эффект банковской карты
Очень близок к ментальному учету эффект, который оказывает форма платежа на размер наших трат. Существует множество исследований, показывающих что, расплачиваясь кредитной картой, человек тратит больше (вплоть до 100%), чем когда он платит наличными1. Такой же эффект наблюдается и при оплате дебетовой картой2. То есть в первую очередь важна неосязаемость «пластиковых» денег, а не увеличение объема доступных средств.
Смещение к настоящему
Деньги сегодняшние и деньги завтрашние имеют для нас разную ценность, поскольку мы совершенно определенно предпочитаем получить сейчас «синицу», чем когда-нибудь «журавля». То есть 1000 рублей для нас сегодня лучше, чем 1000 рублей завтра. Чтобы завтрашние деньги стали для нас привлекательнее сегодняшних, нужно, чтобы завтрашняя сумма была больше.
Денежное искажение
Любопытно, что деньги изменяют наше восприятие ситуации просто самим фактом своего упоминания. Проводились эксперименты, показывающие что разговоры о деньгах и ценах (или просто вид денег или даже обстановка комнаты, напоминающая помещение офиса) обычно настраивают людей на более эгоистичную манеру поведения.
Другое проявление этого явления заключается в том, что люди охотнее сделают то, что вы попросите, совсем бесплатно, чем за небольшое вознаграждение. Маленькая оплата заставляет нас думать о большей стоимости своего времени и разочаровывает, а бесплатная просьба будит в нас добрые чувства, а потому возвышает.