Найти тему
Касса №1

Восприятие денег

Оглавление

Большая часть эко­но­ми­че­ских дан­ных, на ко­то­рые мы опи­ра­ем­ся при при­ня­тии ре­ше­ний, вы­ра­же­на в день­гах.

Что такое деньги?

Са­мый про­стой от­вет: день­ги - это то, что лю­ди со­глас­ны ис­поль­зо­вать для опла­ты то­ва­ров и услуг. День­ги яв­ляют­ся сред­ством пла­те­жа.

Но, зная многое о день­гах, вос­при­ни­ма­ем мы их весь­ма свое­об­раз­но.

Мен­таль­ный учет

До­ста­точ­но ча­сто в на­шем вос­при­я­тии не все день­ги оди­на­ко­во рав­ны. Мы­слен­но мы де­лим «все­об­щий эк­ви­ва­лент» на разные ка­те­го­рии. Ли­бо в за­ви­си­мо­сти от то­го, как они нам до­ста­лись, на что со­би­ра­ем­ся по­тра­тить, сколь­ко мы уже по­тра­ти­ли. Ментальным учетом это назвал Ричард Талер.

-2
С од­ной сто­ро­ны, это мо­жет быть эф­фек­тив­ным при­е­мом, поз­во­ля­ю­щим за­щи­тить важ­ные для вас сред­ства от рас­тра­ты (напри­мер, те, ко­то­рые мыс­лен­но или в ре­аль­но­сти по­ме­че­ны «на чер­ный день», «на об­разо­ва­ние ре­бен­ку», «на лет­ний отдых» и т.д.). С дру­гой сто­ро­ны, это мо­жет за­гнать вас в ло­вуш­ку.

Эф­фект банковской кар­ты

Очень бли­зок к мен­таль­но­му уче­ту эф­фект, ко­то­рый ока­зы­ва­ет фор­ма пла­те­жа на раз­мер на­ших трат. Суще­ству­ет мно­же­ство ис­сле­до­ва­ний, по­ка­зы­ва­ю­щих что, рас­пла­чи­ваясь кре­дит­ной картой, че­ло­век тра­тит больше (вплоть до 100%), чем когда он пла­тит на­лич­ны­ми1. Та­кой же эф­фект на­блю­да­ет­ся и при опла­те де­бе­то­вой картой2. То есть в пер­вую оче­редь важ­на не­ося­заемость «пла­сти­ковых» де­нег, а не уве­ли­че­ние объема до­ступ­ных средств.

Сме­ще­ние к на­сто­я­ще­му

День­ги сего­дняш­ние и день­ги зав­траш­ние име­ют для нас раз­ную ценность, по­сколь­ку мы со­вер­шен­но опре­де­лен­но пред­по­чи­та­ем по­лу­чить сей­час «си­ни­цу», чем когда-ни­будь «жу­рав­ля». То есть 1000 ру­блей для нас сего­дня луч­ше, чем 1000 ру­блей зав­тра. Что­бы зав­траш­ние день­ги ста­ли для нас при­вле­ка­тель­нее сего­дняш­них, нуж­но, что­бы зав­траш­няя сум­ма бы­ла больше.

-3

Де­неж­ное ис­ка­же­ние

Лю­бо­пыт­но, что день­ги из­ме­ня­ют на­ше вос­при­я­тие си­ту­а­ции про­сто са­мим фак­том сво­е­го упо­ми­на­ния. Про­во­ди­лись экс­пе­ри­мен­ты, по­ка­зы­ва­ю­щие что раз­го­во­ры о день­гах и це­нах (или про­сто вид де­нег или да­же об­ста­нов­ка ком­на­ты, на­по­ми­на­ю­щая по­ме­ще­ние офи­са) обыч­но на­стра­и­ва­ют лю­дей на бо­лее эго­и­стич­ную ма­не­ру по­ве­де­ния.

Дру­гое про­яв­ле­ние это­го яв­ле­ния за­клю­ча­ет­ся в том, что лю­ди охот­нее сде­ла­ют то, что вы по­про­си­те, со­всем бес­плат­но, чем за не­большое воз­на­гра­жде­ние. Ма­лень­кая опла­та за­став­ляет нас ду­мать о большей сто­и­мо­сти сво­е­го вре­ме­ни и разо­ча­ро­вы­ва­ет, а бес­плат­ная прось­ба бу­дит в нас до­брые чув­ства, а по­то­му воз­вы­ша­ет.