Частая ситуация: мы заходим в магазин, берем корзину, набираем продукты, тщательно изучаем ценник, удостоверяясь, что именно этот кефир в бутылке стоит N рублей, а не тот, что в коробке. Дальше со своей корзиной идем в сторону единственной работающей кассы, обязательно стоим в длинной очереди, пока кто-то из бабушек не начнет ворчать, что «слишком долго» и не прибежит второй кассир. Вот подходит наша очередь, работник магазина начинает пробивать продукты, и сюрприз - цена на кассе отличается от той, что была указана в ценнике. Обращаемся к кассиру – в чем дело? Добросовестный работник, знающий законодательство о защите прав потребителей будет разбираться, что не так. Недобросовестный скажет, что «компьютер прав и он не может ошибаться, если не хотите приобретать товар по этой цене, ваше право отказаться от него».
По моим наблюдениям, зачастую люди либо покупают продукт по цене, которую пробили на кассе, либо отказываются от него. И лишь единицы знают, что есть третий вариант, который позволяет защитить свои права и интересы. Какой же? Давайте разберемся.
В соответствии с 10 статьей закона РФ «О защите прав потребителей», продавец обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товаре, обеспечивающую возможность его правильного выбора. Часть 2 данной статьи содержит перечень данной информации, в которую включена цена товара в рублях и условия приобретения товара. В законе указано, что эти сведения должны быть доведены до потребителя либо в технической документации, прилагаемой к товарам, либо на этикетках, либо маркировкой, либо иным способом, принятым для отдельных видов товаров. Главное – покупатель ИМЕЕТ ПРАВО знать, сколько стоит выбранный им продукт еще до того, как он дойдёт до кассы.
К тому же, в соответствии с гражданским законодательством, ценник в магазине является публичной офертой, т.к. из него вытекает явное предложение продавца (магазина) заключить договор купли-продажи. Это подтвердила и Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в информации от 21.02.2020 года, где было указано, что продавец обязан продать товар по цене, которая указана в оферте – ценнике.
Таким образом, если вы попадаете в эту всем известную ситуацию и кассир отказывается продавать товар по цене, указанной в ценнике, знайте – это нарушение ваших прав. Это относится и к случаям, когда вы только дома увидели в чеке, что товар был Вам продан дороже. Как необходимо в этом случаем поступить и защитить себя?
Во-первых, обратитесь к администратору магазина и объясните ситуацию. Докажите, что Вы правы, указав на разницу цен в ценнике на витрине и в чеке. Если администратор добросовестно относится к своей работе и дорожит мнениями своих клиентов, Вам должны продать товар по цене на ценнике (или вернуть разницу в цене между чеком и ценником, если оплата уже произошла). Если же он отказывается, Вы имеете право потребовать книгу отзывов и предложений, который продавец обязан Вам предоставить по Вашему требованию (Постановление Правительства РФ от 19 января 1998 г. N 55). Отказ продавца предоставить эту книгу является основанием для привлечения его к административной ответственности по статье 14.15 КоАП.
Если продавец никак не реагирует на Ваши жалобы, необходимо обратиться в территориальный орган Роспотребнадзора, который должен принять определённые меры. Как отметила Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, оставлять данное нарушение права без внимания не стоит.
Действительно, не стоит бояться таких ситуаций, осуждения со стороны работников магазина и людей из очереди. Если есть уверенность, что Вас обманули и пробили товар по цене не из ценника, действуйте и будьте уверенней. Закон на Вашей стороне. Надо уметь защищать свои права и интересы.