Найти тему
Блог студии Снегири

Как писать смешно: советы комика Дилана Морана

Дилан Моран — ирландский актёр, комик, сценарист, писатель и режиссёр, автор комедийного сериала "Книжный магазин Блэка". Он знаменит также своей работой в пародийной комедии ужасов «Зомби по имени Шон» и «Беги толстяк, беги».

Перевели для вас интервью с Диланом Мораном о том, как писать смешно и о том, какие шутки лучше оставить при себе.

Зомби по имени Шон (2004)
Зомби по имени Шон (2004)

— Вы не задумывались о том, что чем старше вы становитесь, тем циничнее, вы должны воспринимать жизнь (вы ведь комик)?

— Делать вид, будто ты познал эту жизнь, но, тем не менее, никогда не сдаешься — отличное качество для комика. Но именно для комика. Если в реальности вы также относитесь к жизни — вам конец. Если вы вдруг решили, что вы действительно познали все, и что развиваться вам не особо-то и надо дальше — это провал. На этом ваша карьера закончится, вы не сможете более никого рассмешить.

— Частым поводом для ваших шуток раньше была тема общения и коммуникации. Вы любили шутить, что человечество дойдет до того, что у каждого унитаз будет принимать электронную почту. А теперь, когда примерно это и произошло, что скажете?

— Вообще в нашей привилегированной части планетки, где нет вопроса о выживании, это выглядит довольно комично. Я удивляюсь, насколько это инфантильно: люди постоянно подпитывают свою убежденность в том, что о них кто-то и что-то думает. Эта убежденность может делать прекрасные вещи с людьми, на самом деле, но не в таких гипертрофированных объёмах как в настоящем.

Книжный магазин Блэка (2000 - 2004)
Книжный магазин Блэка (2000 - 2004)

— Комики привыкли уже пиариться через соцсети, наращивать аудиторию, становиться узнаваемым. Но у этого способа есть и обратная сторона монеты: надо всегда быть готовым к критике и комментариям от незнакомых людей. Что вы думаете на этот счёт?

— Подумайте о нервозном человеке, который вечно суетится и, ну очень много заботится о том, кто и что о нем думает, настолько, что не может вечно не отшучиваться. Ему нужно постоянно знать, что он смешной, что он — комик! С таким серьезно уже не поговорить. Я не думаю, что эта постоянная или пусть даже временная культура принесет кому-то пользу. Мы не так устроены. И мы не можем постоянно делать вид на публике, что нам неважно, как к нам относятся. Еще мне кажется, что вот эти скороспелые комедии — это не более чем развлечение. Все качественное и хорошее требует времени.

— Самый, вероятно, часто задаваемый вопрос: что с четвертым сезоном Книжной лавки Блэка?

— Скажу сразу: продолжения не будет. Я снимал его сто лет назад и давно уже занимаюсь совершенно другим. Все, что действительно смешно — привлечет публику. Независимо от того, где проходит действие — будь это космическая станция или очередной сериал про врачей, если сюжет сильный, а герои — пронзительные, чуткие и хорошо продуманные, считайте у вас уже есть успешный сериал. К вопросу о том, о чем мы говорили минуту назад: все, что действительно смешно — привлечет публику. Независимо от того, где проходит действие — будь это космическая станция или очередной сериал про врачей, если сюжет сильный, а герои — пронзительные, чуткие и хорошо продуманные, считайте у вас уже есть успешный сериал. Людей может остановить только ваша нервозность из-за попыток преуспеть и быть смешным, в результате которой вы лишь штампуете плоские шутки. Время стало настолько быстрым, что люди впадают в панику, если не добиваются успеха и не начинают преуспевать в комедии в кратчайшие сроки. Прямо сейчас.

Дилан Моран
Дилан Моран

— Как вылечиться от этого страха?

— Нужно держаться за собственную идентичность и просто ждать. Похоже на то, что Бог не спустится с небес, чтобы помочь нам лично, так что надо просто расслабиться и перестать переживать о том, кто там что о вас думает.

— Черный юмор обыденности был лейтмотивом всего вашего творчества. Теперь вы стали старше, и творчество ваше стало светлее, намного меньше фрустрации и разочарованности. Почему так?

— Вся вот эта чушь — жалобы, нытье и черный юмор — это забавно. Мне всегда был интересен круговорот жизни: вот ты молод, смотришь на тех, кому 40, 50, 60… как им живется вообще? Многие из них живут так себе. Да, иначе и быть не может, если в твоих проблемах виноваты все кроме тебя, если ты вечно уставший и тебе не надо искать повод, чтобы пожаловаться на жизнь — он вечно есть. Поэтому надо принять осознанное решение наслаждаться тем, что имеешь, и избегать всех козлов: козлов отпущения, которых вы собираетесь винить в своих проблемах и тех козлов, что действительно их создают.

— Раньше вы выходили на сцену с сигаретой и бокалом вина. Теперь отказались от этого реквизита. Это как-то повлияло на ваши выступления?

— А я вам ничего не расскажу на этот счет. Хотя бы потому, что сам понять не могу. В следующем году мне 45. Если вы планируете прожить еще хоть немного, надо суметь пересмотреть набор своих реквезитов. Тем более, что они давно перестали выполнять свое первоначальное предназначение — я так скрывал свою нервозность во время выступления.

— А как думаете, мог бы кто-то другой стать таким же раскрепощенным на сцене, держа в руках электронную сигарету?

— Уверен, что кто-то непременно попытается. И в другой руке у него будет мартинница с зонтиком и клубничкой, к примеру. Только вот романтики в этом не будет. А вообще, средний возраст — это как ехать на велосипеде домой, заклеивая каждую царапину пластырем, но только для того, чтобы добраться до дома.

— Есть ли темы, которые вы как комик вообще стараетесь не затрагивать?

— Я не смеюсь над кем-то конкретным. Человеческие боли — это очень личное. Любая боль — не повод для смеха. Ну, если только это не истерические вопли на тему остывшего кофе или слишком густого смузи.

В последнее время, учитывая все эти движения меньшинств, сатира стала очень ограничена в тематике. Поэтому интересно узнать ваше личное мнение, над чем действительно нельзя шутить, а над чем, все-таки, можно?

— Единственная ситуация, в которой нет запретных тем — это ваш разговор с самим собой. Ваше личное мнение и взгляды на жизнь. Вот здесь не должно быть ограничений, вы вольны думать, что хотите. Однако то, о чем вы говорите вслух — не должно быть только в вашей голове. Это должны быть еще чьи-то мысли. И шутя над кем-то, вы должны представлять, что они будут думать в этот момент. И о последствиях ваших шуток вы тоже должны думать. И после всех этих мыслей надо задать себе вопрос: а оно того стоит? Я бы сказал, что это то, о чем и правда стоит подумать.

Больше материалов:

Курс сценаристов комедии, что это такое?

Базовый курс сценаристов студии Снегири

Материал студии Снегири.

#кино

#юмор

#сценарий

#режиссер

#искусство