Несколько лет назад в кинотеатрах шли фильмы о Гоголе в исполнении "великого" артиста последних лет Саши Петрова, подозрительно напоминающие эпизоды сериала, которые просто разделили по парам, чтобы показывать на большом экране. Потом оказалось, что так оно и есть, а затем телеканал Тв-3 показал всё-таки данное творение в виде сериала, прибавив ещё две эксклюзивные серии только для тех, кто будет смотреть по телевизору. Ну, да это не столь важно. А важно то, что "Гоголь" имел довольно большой успех у аудитории, и, в принципе, было за что, на мой взгляд: создатели, взяв немного из того и другого произведения Николая Васильевича, переработав материал так, чтобы получился добротный, качественный сценарий, в котором присутствовало всё, что необходимо достойному произведению: завязка, кульминация, развязка, тщательно прописав образы персонажей, написав яркие, запоминающиеся диалоги, добавив интриги и неожиданных сюжетных поворотов, на выходе выдали хороший, приятно выделяющийся на фоне прочих творений российского кинопроизводства продукт. И даже Саша Петров тут был почти на своём месте, и Олег Меньшиков не злоупотреблял самолюбованием, присущим ему. Поглядел на всё это главный продюсер, небезызвестный всем Александр Цекало, и подумал: "А почему бы ещё не забабахать что-то подобное? А не замахнуться ли нам на Остапа, понимаете ли, нашего Бендера?". Надо отдать Цекало должное: в этот раз он хотя бы добился того, чтобы фильмы можно было смотреть, как цельные произведения, а не как серию номер 1 и серию номер 2. Но проект это не спасло, и сейчас я расскажу, почему.
В данном фильме присутствует Остап .... а также Бендер. Нет, это не анекдот, это 2 разных человека: не перепутайте. Остап - молодой, предприимчивый, подающий большие надежды юноша Ося Задунайский, роль которого играет неизвестный широкой публике, но талантливый актёр Арам Вардеванян. А Бендер - врожденный авантюрист, турецкий подданный Ибрагим Берта-мария Бендер, выполняющий роль наставника молодого дарования, а по совместительству ещё и его папы, в чьём образе предстал слишком хорошо знакомый широкой публике Сергей Безруков, за последние годы сыгравший всё, что можно, и что нельзя, тоже. В данном месте можно было бы пошутить на тему "не так страшно умереть, как то, что после смерти тебя сыграет Безруков", но по отношению к Бендеру это будет неуместно, поскольку Безруков здесь на своём месте, как мне кажется: не переигрывает, не изображает Сашу Белого в реалиях 1920-х гг., а очень точно, ярко и колоритно передаёт образ бывалого мошенника, перевоплощающегося в самых разных личностей во время своих авантюр. И шастает, значится, эта парочка по городу Светломорску и его окрестностях, пытаясь разыскать жезл с бриллиантами, спрятанный в одном из гробов производства мастера Безенчука.
Начиналась эта история довольно неплохо: было чётко показано, что за жезл, как он попал в гроб и откуда об этом знает Бендер, а также раскрывается биография Остапа до встречи с "папой", когда юноша выступал в городском кабаре, пытаясь покорить местную публику декламацией Шекспира. Первый фильм был полон и остроумных шуток, и озорных перевоплощений что Оси, что его папы, и ярких персонажей вроде Мишки Япончика в исполнении актёра Никиты Кологривого, который просто купался в своей роли, отыгрывая её с азартом, мастерством и стопроцентной отдачей, еврея-гробовщика, образ которого - комичный и местами гротескный, воплотил сам Цекало, и приятных отсылок к "12 стульям". А уж участие в картине в эпизодической роли прекрасного советского актёра Георгия Штиля вообще бесценно. И даже парочка откровенно пошлых сцен аля-американо и навязчивые мелодии на английском языке общей картины не портили.
И всё было бы хорошо... но тут вышла 2 часть. И вот в ней-то уровень идиотизма и безвкусицы перешагнул все границы. Во-первых, кто сказал Вере Брежневой, что она без труда сможет сыграть, как профессиональная актриса? Наверное, те же, кто писал, что Бузова замечательно играет на сцене Мхата. Смотреть абсолютно стеклянными глазами в камеру и монотонно произносить заученный текст, что и делает Брежнева всё время, пока находится на экране, это нифига не значит хорошо играть свою роль. Хотя, собственно, играть ей было нечего: сценаристы до того обленились (а может, просто понимали, что от неё не будет никакого толку), что даже не удосужились прописать ей нормальный образ, и она предстала в виде деревянной особы с пустыми глазами, умеющей стрелять сразу с 2 рук из тяжёлых револьверов (зрелище, противоречащее элементарной логике) и махать ногами, демонстрируя приёмы боевых искусств, подобно какой-нибудь НикитЕ или Чёрной вдове. На этом вся смысловая нагрузка, которую несёт персонаж Брежневой, заканчивается. Недалеко от актрисы-любителя, на мой взгляд, ушли и 2 профессионала: Юрий Колокольников и Павел Деревянко, исполнявшие роли Котовского и Махно соответственно. Котовский здесь - заикающийся простофиля, влюблённый в героиню Брежневой и не думающий больше ни о чём, кроме неё. Абсолютно плоский персонаж, и если его вывести из повествования, не изменится вообще ничего. Колокольников, правда, пытается что-то сыграть, но как-то выглядит это очень уж неестественно, как мне показалось. Ну, а Деревянко с его Махно, который зачем-то спит в гробу и проповедует лозунг "Жизнь бессмысленна, главное - это умереть красиво", попросту переигрывает и местами включает Шарика, которого он озвучивает в новом Простоквашино.
Положение пытается вместе с Безруковым и Вардеваняном спасти Артём Ткаченко, но его во 2 части так мало, что он не может ничего сделать.
Во-вторых, кто решил, что будет круто оживить Мишку Япончика, которого застрелили в конце 1 части (но он-таки остался жив, поскольку пуля прошла навылет или что-то в таком роде), чтобы буквально через 20 минут его снова укокошить в придачу со всеми остальными второстепенными персонажами, потому что Махно вздумалось взять в руки пулемёт и перестрелять всех к чёртовой матери, причём показать это в режиме замедленной съёмки в стиле аля-Тарантино? Вопрос хороший, правда, к сожалению, риторический. И в-третьих, в чью прямо-таки гениальную голову пришла не менее гениальная мысль, что надо вставить в фильм сюжетную линию о том, как мать Остапа, бедствуя в Турции, соглашается стать проституткой (правда, её "подвиги" в данном качестве решили оставить на 3 часть)? Я понимаю, что Ольга Сутулова, наверное, поднаторела в таком, снимаясь в "Содержанках", но всё-таки.
И ведь даже во 2 части есть свои интересные моменты, оригинальные ходы, но они просто теряются на фоне общего дебилизма, клоунады и белиберды. И даже это ещё не самое плохое. Когда после окончания 2 фильма запустили анонс 3-го, то там изумлённому зрителю продемонстрировали культ сатанистов, цирк уродов, ну и заодно клоунов, метающих тарелки и рассекающих ими шеи своим врагам. Брежнева и Котовский по сравнению с этим - цветочки. А ягодки будут в декабре, как "подарок" к Новому году. В общем, гражданин Безенчук, тащите сюда ваш гроб: будем фильму хоронить.
#искусство #кино #среда #бендер #цекало #безруков #фильм