Матисс – как яркий представитель фовизма. Фовизм появился одним из первых стилей авангарда. Само слово «фовизм» переводится с французского языка как «дикий». Художественное направление фовизм определяли как «оргия цвета» и энергия « диких зверей». Представители фовизма не боялись экспериментов с цветом, дерзко и неординарно решали колорит своих картин.
Полотна фовистов были полны энергией, чувственности и гармонии. Они сознательно отказались от правил академического изобразительного искусства. У них не было линейной и воздушной перспективы, светотени и построения на основе анатомии. Они не видели в этом смысл. Им было скучно просто копировать формы предметов. Главное для фовистов – это выражение собственных эмоций, чувств, настроений.
Яркие, насыщенные цвета – визитная карточка художников фовистов. Даже там где на картинах мягкие и приглушенные колориты, фовисты используют цвет нестандартно. Он передают не реальные цвета изображаемой действительности, а свои ощущения и эмоции.
Расцветом стиля фовизм считают 1904- 1908 годы. Затем художники, начинавшие работать как фовисты, продолжают экспериментировать, искать формы самовыражения и становятся основателями других стилей. Как, например, Пабло Пикассо через фовизм пришел к кубизму.
Направление фовизм можно считать первоосновой, переходным, экспериментаторским стилем для всего авангардизма. Поэтому это художественное течение имеет мировое значение для развития живописи.
Для фовизма прежде всего характерно:
- использование интенсивных, ярких цветов, причем «дико» и неординарно;
- внесение горячих акцентов в холодные и темные колориты;
- стремление к чистоте цвета и обособленности цветовых зон;
- игра на контрастах, отказ от плавных переходов;
- столкновение противоположных цветов по цветовому кругу;
- преобладание внутренних ощущений художника над реальностью;
- отказ от академических правил изобразительного искусства: светотени, перспективы, анатомии, конструктивного построения;
- плоскостность и обобщенность форм;
- динамичность и выразительность композиции;
- экспрессивность и спонтанность в творчестве, высокое эмоциональное звучание работ.
Для художников фовистов характерен интерес к творчеству народов мира, в первую очередь к искусству Африки. Так на творчестве Анри Матисса оказали влияние необычные колориты, оригинальные орнаменты, особые ритмы, которыми он вдохновился в марокканском путешествии.
Ключевой фигурой фовистов считается Анри Матисс. Всю свою жизнь этот великий художник находился в безостановочном поиске. Он искал максимально эффектную и одновременно гармоничную выразительность, чтобы передать свои ощущения от реального мира.
В 1908 году Матисс получил заказ от Сергея Щукина на создание трех декоративных панно для оформления московского особняка мецената. Так появились его знаменитая работа «Танец» (1910 год, Государственный Эрмитаж Санкт-Петербург).
Экспрессивный и чувственный «Танец» уравновешивала вторая работа, написанная для С. Щукина, умиротворенно спокойная «Музыка». Этот контраст подчеркивал вакхический характер «Танца».
Танцевальное искусство Матисс очень любил, поэтому и выбрал для панно, украшавшего лестничный проем особняка, тему танца. Источником вдохновения служили представления Айседоры Дункан, порвавшей с официальной балетной школой и создавшей естественный, свободный от классической окостенелости, эмоциональный танец, в котором воспевается гармония души и тела. Это было близко художнику, работающему в стиле фовизм.
Кроме выступления эксцентричной американки Дункан художник посещал кабаре «Мулен де Галет», где видел, как танцуют фарандолу – провансальский народный танец, в котором люди выстраивались в хоровод. Они то, обрывая цепочку, то вновь восстанавливая ее, образовывали различные танцевальные рисунки.
Именно хоровод нарисован на огромном полотне Анри Матисса. Пять человек, идеальное количество танцоров, позволяют показать «массовость» танца и при этом не перегрузить картину деталями. Они взялись за руки, образуя круг – замкнутое пространство, заряженное энергией их движения. Танцоры слились в одно целое, они живут одной музыкой, одним движением, одним моментом и дыханием.
Полотно передает душу танца, эмоцию движения. Создавая образ стихийного и спонтанного танца, неотъемлемой частью входящего в жизнь человека, выражающего его душевные стремления, Матисс изображает танцоров обнаженными, символизируя их открытость души и чувств.
Здесь есть возвращение к истокам культуры человека. Обнаженность фигур связана с естественной открытостью помыслов и порывов, характерных для народов, не испорченных цивилизацией.
Индивидуальность танцоров для художника не важна, главное общий образ танца, где динамичному пространству соответствует экспрессивное движение. Мы видим вершину холма, на ней неистовых танцоров, а вокруг – синие небо, будто опрокидывающееся в пропасть за холмом. Больше на холсте ничего нет.
Художник лаконичен. Он максимально упрощает пространство холста. Ему не нужны детали, которые бы отвлекали от главного – безудержного движения. На сине-зеленом абсолютно условном фоне четко выделяются красные фигуры. Всего три краски, а такая сила выразительности.
Картина «Танец» Анри Матисса очень декоративна: хоровод изгибающихся тел и сомкнутых рук похож на гигантский узор. Художник максимально упрощает и делает плоскими красные силуэты. Они не соревнуются со своими «предшественниками» в жизненности и реальности изображения.
Матисс ставит иную задачу: сводя формы изображаемых объектов к их геометрическим прототипам, он добивается выражения гармонии бытия.
Творчество Анри Матисс невозможно охарактеризовать в рамках какого-либо отдельного направления, поскольку он постоянно экспериментировал и выходил за любые ограничивающие его рамки.
Однако его чувство цвета, способное передать чувства, наполненность энергией, ритмом и огромный энергетический импульс относит художника к ярким представителям фовизма. Особенно работа «Танец» характерна для этого художественного стиля.
Эта работа не понравилась заказчику, и заказ до конца не был сделан. Зато теперь мы можем видеть ее в Эрмитаже, где хранится одна из самых ярких работ авангарда. Творчество Матисса повлиял на развитие изобразительного искусства в 20 веке, без него оно было бы другим.
Надеюсь, моя статья будет вам интересна.