Найти в Дзене
papa_budet_v_shoke

Особенности национального менталитета /роман

3.

Если вы хотите представить себе, что такое представляет из себя русская диаспора, то нужно смело нарисовать себе в голове большую деревню, причем часть домов там старые, покосившиеся избушки, иногда большие и солидные, но в основном уже утратившие свое русское очарование, некоторые – современные и даже роскошные, но в основном – одинаковые безликие, как хрущевки, с разницей лишь в том, что раньше уезжало меньше. Считается, что русская эмиграция имеет три волны: первая, так называемая «белая эмиграция», она состоит из тех, кто успели убежать после гражданской войны с 1921 года и до Сталина. Точнее, оказывается в 30-е годы тоже уезжали, в основном казачество, те, кто не были офицерами и солдатами белой гвардии, большинство даже не воевали, работали в поле и ждали чем закончится революция. Но к 1930 году стало понятно, что будет только хуже и они поехали семьями. Но спустя столетие эта, казацкая эмигрантская волна, тоже незаметно стала белой. И теперь все, кто уехали до 1937 года, когда границы закрыли насовсем, и можно было только попасть в СССР и остаться навсегда, стали именоваться «белой эмиграцией». Сколько их, бедолаг, приехавших в полнейшее рабство теперь уже никто никогда не узнает. Из тех крох, что удалось мне увидеть своими глазами в Пибраке, по-русски не говорит никто, историю рода знают со слов, а «казак» для большинства не сословие, а национальность, причем терских от донских они не различают. Да и вообще познания очень узкие и ограниченные.

Вторая волна более сложная.

В период Второй Мировой Войны столько дров наломано и столько судеб исковеркано, что можно с ума сойти только, перечисляя людей и причин по которым они оказались в эмиграции. Основные случаи, это потомки угнанных в рабство в Германию советских женщин, девушек и юношей, которых в период с 1941 по 1943 нацисты вывозили целыми составами ежедневно. Многие вернулись. Но были и те, кому повезло, Они попали в нормальные дома, к приличным хозяевам, которые не истязали, не насиловали и не морили голодом и после прихода Красных, эти остербайтеры ушли к американцам и стались в Европе. Во Францию девушки остербайтеры уезжали за своими мужьями-французами. Французы тоже угонялись в Германию в качестве бесплатной рабочей силы.

Но среди этой огромной массы людей так же скрывались и военные преступники, палачи, сотрудники ГЕСТАПО, персонал концлагерей на оккупированных территориях СССР. Они были такие же русские и точно так же выдавали себя за остербайтеров, отличить убийцу от советской гражданки, угнанной в концлагерь и освобожденной было невозможно, и они осели на Западе, очень часто даже получая льготы как партизаны или участники боевых действий во Франции лишь представив документы, украденные у убитых ими же партизан. В каждой французской деревушке вам расскажут хотя бы одну историю, как спустя годы милый сельский учитель или врач, оказывался мучителем в концлагере или предателем, сдавшем партизанский отряд в Чехии или Смоленске. В моей деревне, таких случаев несколько, и они связаны с русской партизанкой Ариадной Скрябиной.

После распада СССР в конце 1991 года, начинается третья и самая мощная волна русской эмиграции. Даже послереволюционная волна не была такой масштабной, как это случилось в Перестройку. Люди в буквальном смысле «повалили за бугор». Если раньше это удавалось лишь евреям, и то по особой программе, где взамен на выезжающих евреев СССР получали гидродвигатели для электростанций и комплектующие для ракет и самолетов /да, да, хваленая «лампочка Ильича» без Запада бы не зажглась никогда и в небо с космосом мы бы не полетели/, то теперь за кордон рванули все, у кого хватало ума сделать загранпаспорт и визу хоть куда.

И так уж получилось, что, только оказавшись на Западе, русские люди узнали, что партийная элита и их детки за границей жили и бывали постоянно. Была и непрерывная волна эмиграции в 70-х, 80-х и даже 60-х годах. Причем людей этих никто не выгонял, некоторых, конечно, как Ростроповича, или Нуреева. Но я встречаю постоянно женщин, которые вышли замуж в 1976, 1982 и даже 1964 за француза и уехавших жить во Францию, где они до сих пор прекрасно живут и благополучно приезжают на родину, в Киев, Минск или Уфу. Естественно, все рассказывают очень романтические истории о встречи с любимым на пленуме ЦК КПСС или на Фестивале молодежи и студентов. Но я насколько знаю, никакие сторонние контакты с иностранцами девушек со стороны были исключены. Доступ к иностранцам был либо у переводчиков, постоянно наблюдаемых агентами КГБ, либо сотрудниц гостиниц, что обычно было еще более контролируемо, либо у валютных проституток. Есть, конечно, масса случаев, когда девушки из дипломатических кругов выходили замуж за иностранцев, или даже мужчины женились на иностранках, как это было с Дианой Онансис, например. Но судя по количеству таких женщин, составляющих приличную часть русской диаспоры, у нас столько дипломатических представительств нет, сколько должно было бы быть выдано замуж представительниц этой касты за рубеж в советские годы. Поэтому, у меня есть предположения, кто были эти женщины, но пусть их секреты останутся с ними.

Так уж сложилось, что все потоки русской эмиграции настолько различны, столько противоречий и сколько различий в ее представителях, что к началу двадцать первого века, а котором появилась в числе русской диаспоры ваша покорная слуга, плотного, однородного понятия «русская диаспора» в мире не сложилось. Были клише о русских, были русские и их потомки в четырех поколениях, а диаспоры – не было. И если казаки и их потомки в основной массе исчезли как сословие, уж больно тяжело у них проходила эмиграция, то русскую аристократию французская аристократия приняла. Не сказать, чтобы с распростертыми объятиями, но приняла. Особенно тех, кто загодя успел построить дома, вывезти свои сокровища. Именно эти роды сохранились, остались русскими. Те же, что приехали с тем, что удалось привезти на себе, влачили очень жалкое существование на чужбине. Граф Шереметев голодал ровно до той поры, пока не стало модным приглашать русских аристократов на балы и вечера. Это началось уже после перестройки, и первым эту забаву придумал Посол Казахстана во Франции, спасибо ему. Те аристократы, что уехали в США, работали на заводах, на фермах. Собирали крошки со стола после обеда.

Приехавшие после Второй Мировой Войны эмигранты были по сравнению с ними в лучшей ситуации. Во-первых, они были не осколки исчезнувшей цивилизации, а жертвы нацизма. Конечно, они не были героями войны, но вызывали сочувствие. Им не оказывали поддержки больше, чем узникам концлагерей, но и не было такого отчуждения и брезгливости, которую пришлось пережить первой волне. Но, как я уже отметила, вероятность того, что за симпатичным личиком острабайтера может скрываться фашисткий недобиток, и у русским второй волны не было особенно душевного отношения. К ним относились очень настороженно. Причем даже представители первой волны русской эмиграции.

Вот на фоне этих явлений и развернулась наша с вами история о Кате и Дауде, начало которой мы уже с вами увидели.

#франция #роман #литература #эмиграция