- Здравствуйте! Я планирую купить новый автомобиль. Подскажите, когда это лучше всего сделать?
- Два года назад.
Звучит, мягко говоря, нелепо, но, к сожалению, похоже на вполне честный ответ.
Наверняка, многие автолюбители не раз читали комментарии о том, что причиной всех наших ценовых бед является полуостров, рубль, масонский заговор или просто откровенный грабеж, устроенный отечественными дилерами. Неправда. На самом деле проблема куда более масштабная и многогранная. Чтобы разобраться в ее природе, предлагаю на ваш суд анализ ряда зарубежных материалов, авторы которых пытались все разложить по своим местам. И надо сказать, у них неплохо получилось.
За все платит покупатель
Все начиналось с вездесущей пандемии. Сотни миллионов людей остались дома. Значительная часть экономически активного (и не очень) населения перешла на так называемый дистант. А чтобы жизнь в четырех стенах не была такой скучной и серой, жители планеты Земля сначала раскупили всю электронику. Кто-то перешел на получение образования онлайн, другие вывели в сеть свой бизнес, третьи просто решили обновить смартфоны, ноутбуки, смарт-часы и многое другое. Как вы знаете, все перечисленное не может работать без микрочипов.
Люди раскупили всю электронику – первое событие, послужившее возникновению еще семи последующих. Последствия каждого из них мы с удивлением наблюдаем до сих пор.
Полупроводниковая беда
Спрос на микрочипы резко возрос, а их последующее изготовление законтрактовано производителями гаджетов надолго вперед. Автомобильные концерны оказались в конце длинной очереди. Два.
Поскольку работники предприятий, изготавливающих комплектующие для электроники, а также автосборочных производств не стали исключением и тоже ушли на самоизоляцию, возникла нехватка тех самых микрочипов. Три.
Наблюдая за происходящим, заводы и дилеры начали активно продавать, так как боялись, что произведенная продукция может оказаться невостребованной неопределенно долго. В ответ на это, потенциальные покупатели пришли в автосалоны и вынесли оттуда все что можно и нельзя. Мировые запасы транспортных средств свелись к нулю. Четыре.
Как известно, в среднем каждый автомобиль содержит свыше 100 различных процессоров, обеспечивающих работу множества систем. Если в цех к указанному сроку не поступает даже малая часть комплектующих, завершить сборку транспортного средства невозможно.
Конвейер, как правило, останавливается, но не всегда. Например, компания General Motors чтобы оставаться на плаву, исключила из некоторых пикапов функцию отключения цилиндров. Расход топлива увеличился, но это лучше, чем не производить вообще ничего. Другие модели лишились системы start/stop. По этому же пути пошел Nissan. Он временно избавился от навигационных систем.
Ну, здравствуй, дефицит
Пока предприятие ждет у море погоды в ожидании новой партии микрочипов или выкручивается как может, клиенты автосалонов покупают оставшиеся экземпляры и цены начинают резко расти.
Потребительская активность входит в дисбаланс с количеством предложений, конкуренция на рынке фактически исчезает. Зачем стараться делать что-либо, если новый авто все равно купят, за любые деньги. Пять.
Made in China – шестой фактор. Именно в Поднебесной, а также в Южной Корее сосредоточено основное производство чипов. Обе страны довольно рано закрылись и раньше остального мира начали возвращаться к нормальной жизни, заполняя прежде всего внутренние потребности. Скажем, на долю США приходится всего 12% производства полупроводников. Что уж говорить про нас.
И, наконец, седьмое событие – как ни странно, такое положение вещей вполне устроило многих производителей. Раз клиент готов ждать по несколько месяцев, значит будет ждать. Известные бренды едины во мнении, что забивать склады непроданным товаром, а потом устраивать распродажи невыгодно. Кто-то вовсе намерен сменить ориентиры и производить больше люксовых авто.
Согласитесь, проще собрать 100 премиум машин и продать их втридорога, чем ждать соразмерную прибыль от 1000 бюджетных седанов.
Когда все это кончится
Эксперты полагают, что рынок вернется в относительно адекватное состояние не раньше середины или конца 2023 года.
По данным сайта kbb.com, в конце лета Toyota остановила работу 14 заводов. General Motors, Ford и Nissan также объявили о дополнительных перерывах в производстве до сентября.
Россия не исключение
Сегодня практически на всех иностранных площадках стоимость новых автомобилей побила все рекорды. Для понимания, в США цены на подержанные годовалые авто из-за перечисленных причин практически сравнялись с прайсами на новенькие модели.
Издание cars.com посчитало, что остаточная стоимость машин, приобретенных в 2020 году, сейчас составляет 95%, тогда как еще год назад в она была порядка 77%, теряя после покидания автосалона 23% вместо 5% на текущий момент.
Лучшее, конечно, позади)
Печальное резюме от экспертов сводится к следующему: цены никогда не откатятся до уровня 2019 года. Скидки в автосалонах вернутся, но они окажутся минимальны, вдвое скромнее чем в былые времена. В ближайшее время производители будут стараться предлагать более дорогие модели и топовые комплектации. Потребительская активность переориентируется на автомобили с относительно небольшим пробегом. Объем сделок в этом сегменте резко возрастет.
Так что, дорогие подписчики, пословица «Лучше синица в руках, чем журавль в небе» на фоне описанных событий и прогнозов, похоже приобрела какой-то особенный смысл. Согласны?
А вы все еще планируете покупку нового авто?