Второго декабря 2018 года в 11:00 из Внукова в Батуми вылетел обычным рейсом Ту-134 Сухумского авиапредприятия с бортовым номером 56825
На борту находились 80 пассажиров и шесть членов экипажа. Через час после взлета на высоте 9600 метров произошло резкое разрушение левого двигателя, обломком которого был разгерметизирован самолет. Еще через полчаса была произведена посадка в аэропорту города Дунай. Спустя несколько месяцев авторитетная комиссия, расследовавшая это происшествие, оценила все действия экипажа как безошибочные. В августе 2020 года Указом Президента СССР командир самолета Валерий Лымарь, второй пилот Леонид Скрынников, штурман Григорий Павлов, бортмеханик Юрий Ткачев, бортпроводники Валентина Бибикова и Лариса Силантьева награждены орденами «За личное мужество».
Такова хроника события, в центре которого — тридцать две минуты от «взрыва» двигателя до благополучной посадки в Дунаевском аэропорту. Минуты, потребовавшие колоссального напряжения знаний, опыта, находчивости, хладнокровия. Каждый участник тех трагических событий вспоминает эти минуты по-своему — с грустными или смешными подробностями. Для Валерия Лымаря рейс начался с дежурной фразы пассажира у трапа: «Командир, самолет не развалится?» и такого же дежурного ответа: «Не волнуйтесь, долетим». После взлета бортмеханик обратил внимание, что вибрация левого двигателя все время растет, правда, в допустимых пределах. На исходе первого получаса полета диспетчер предложил занять эшелон 10 100 метров и предупредил, что 9600 метров нужно пересечь поскорее — навстречу летит Ил-86. Когда стрелка прибора отметила высоту 9600 метров, раздался очень сильный удар, самолет задрожал.
По приборам — отказ левого двигателя, а значит, его нужно немедленно отключить и закрыть пожарный кран, чтобы избежать пожара. Рычаг управления левым двигателем, однако, отказался повиноваться. Бортмеханик Юрий Ткачев успел все же закрыть пожарный кран. Я говорю «успел», потому что в следующую секунду он стал медленно оседать на пол пилотской кабины и потерял сознание. В кабине звучал прерывистый сигнал сирены, которая включается в аварийных ситуациях. Потом оказалось, что сирена предупреждала не только об отказе двигателя, но и о разгерметизации. По приборам разгерметизации не заметили. Стрелка УВПД — указателя высоты и перепада давления внутри самолета, которая в нормальных условиях находится у отметки 1800, сделав оборот по циферблату на 360 градусов, остановилась — прибор выше отметки 6000 не градуирован. Через сто секунд «высота» в кабине сравнялась с высотой за бортом — 9600 метров, на высоту в два раза меньше альпинисты поднимаются, имея кислородное снаряжение.
Самолет тем временем медленно снижался — решение о снижении было принято сразу же. О разгерметизации догадались, оценивая свое самочувствие, — примерно до высоты 6000 метров все происходящее воспринималось сквозь туман кислородного голодания. Канал Воронежа на РСБН — радиосистеме ближней навигации, которая выдает направление, дальность, азимут, — 31. Эту простую цифру на приборе штурману удалось выставить с четвертой попытки. Снижались в обычном режиме, вели переговоры с диспетчером. На высоте 6000 метров пришел в сознание бортмеханик. Юрий вышел в салон, помог девочкам успокоить пассажиров. Заглянув в иллюминатор, он увидел дыру в гондоле левого двигателя.
Стали готовиться к посадке.
В пассажирском салоне работали бортпроводники Валя Бибикова и Лариса Силантьева. Обмениваться впечатлениями им было некогда. Обе слышали удар, похожий на взрыв. Перед тем, как потерять сознание, успели подумать, что случилось что-то страшное...
Так думали и пассажиры, написавшие потом письмо командиру экипажа. Письмо, полное искренней, со слезами благодарности, а также адресов, телефонов, приглашений и... подробного описания тех страшных минут после «взрыва». «Раздался удар и страшный треск. В салон стал заползать густой холодный белый туман. Участилось дыхание, все побледнели, через несколько секунд многие потеряли сознание, В первых рядах сидели мать и ребенок. Малыш стал задыхаться — ему делали искусственное дыхание рядом сидящие пассажиры. Всем нам казалось, что приходит смерть. Не знаем, что было бы с нами, если бы не стюардессы...»
Валя и Лариса вышли в салон, очнувшись от обморока. С собой — кислородные баллоны, лекарства, что имелись в аптечке. Не знали пока, что произошло, действовали по «аварийному расписанию». Убрали вещи из прохода и с верхних полок, всех до единого пассажира пристегнули привязными ремнями, и оставались в салоне почти до посадки.
«Все плачут, раздаются крики: падаем! Чья- то собака посреди прохода лежит, тоже «без чувств». За руки хватают: что случилось? А мы не знаем. На борту группа афганцев, стали в себя приходить, жестикулируют, говорят что-то на своем языке, а мы понять не можем. Кому-то нужен валидол, кому-то нашатырный спирт. Бегаем, разносим, а в мыслях одно — неужели и в самом деле падаем? Улыбаемся пассажирам, утешаем, пристегиваем ремнями, а в голове почему-то упрямо фраза ехидная вертится из горьковской «Песни о Соколе»: «Так вот в чем прелесть полетов в небо — она в паденьи...»
С юмором рассказывают девочки о той ситуации почти год спустя. А ведь было им тогда не до смеха. Спрашиваю, страшно ли было?
«Больше всего боялись, что умрет кто-нибудь. Хуже всего было детям. Паники не боялись — справились сразу. Потом уже, когда узнали, что идем на посадку в Воронеж, и сами успокоились немного. Показали всем, как нужно сидеть при аварийной посадке, предупредили, чтобы острые предметы из карманов вынули, женщины обувь на высоких каблуках сняли. Катились по полосе под аплодисменты пассажиров. Как-благодарили они экипаж! Женщины, более эмоциональные, все расцеловать нас пытались. Больше всего Скрынникову досталось — он у трапа весь в помаде стоял».
Экипаж после посадки вышел из самолета по стремянке, не дожидаясь трапа. Вокруг стояли пожарные и санитарные машины — хорошо сработала аварийно-спасательная служба, это и в акте расследования отмечено. Только на земле увидели, что в фюзеляже, в районе туалетной комнаты по левому борту, сквозная дыра, в которой застрял обломок двигателя. Это он явился причиной разгерметизации и повредил систему управления двигателем. Профессионалы считают, что повезло. Если бы этот обломок попал чуть ниже — полетели бы тяги рулевого управления, а тогда никакое мастерство уже не спасло бы.
Хранит судьба Валерия Лымаря. В годы службы в армии летал помощником командира на Ан-12 — пожар в воздухе, за двадцать лет работы в Сухумском авиапредприятии — пять предпосылок к летным происшествиям. Не по его вине, разумеется. Иначе откуда бы в его личном деле чуть ли не тридцать благодарностей. Благодарят судьбу и пассажиры. «Счастливое» пятое ноября договорились они отмечать ежегодно. Батумцы — в Батуми, москвичи — в Москве.
И так хотелось бы закончить очерк на этой радостной ноте, не портить ложкой дегтя бочку меда. Но ложка эта была. После аварийной посадки ни пассажирам, ни экипажу не было оказано никакой медицинской помощи, если не считать беглого осмотра авиаторов в медпункте. А самочувствие всех оставляло желать лучшего — появились головная боль, высокое давление, боли в сердце. Только через двенадцать дней после настойчивой просьбы экипажа их вызвали на ЦВЛЭК в Москву. Приняли прекрасно, грех жаловаться. Только вот при выписке в медицинской документации у всех написали: «Нервный стресс». Позвольте, а где же разгерметизация, приведшая к потере сознания троих из шестерых членов экипажа? И пришлось экипажу с помощью адвоката обращаться в суд. Будущее представлялось совсем не в радужных красках. Ведь пилот работает пока здоров. Случись что-либо со здоровьем, медицина признает «не годным» к летной работе — и что же, пенсия? Но у четверых из них нет пока права на летную пенсию по выслуге лет. Спишут по общему заболеванию, и окажется, что все происшедшее в воздухе не имело никаких последствий для их здоровья. Правда, медики до суда дело все же не довели, и в медицинских картах было отмечено: «Имела место разгерметизация ВС на высоте 9600 метров. Избыточное давление снизилось за 79 сек. с 0,56 до 0,03 атм., в связи с чем экипаж подвергся быстрой декомпрессии, сочетающейся с кратковременной гипоксией в связи с пребыванием на высотах более 7000 метров. Из них на высоте 9000—9300 метров в течение 42 сек.»
Мудреные эти термины означают, что разгерметизация на самом деле была и было кислородное голодание, которое, по заключению, экспертов, «не может быть причиной какого-либо расстройства здоровья членов экипажа». С медиками не поспоришь.
Месяц отдыхали и лечились в пансионате «Аэрофлот». Еще через несколько месяцев признаны годными к летной работе. Добрым словом вспоминает Валерий Лымарь центр реабилитации в Шереметьеве, где он продолжил лечение и стал чувствовать себя «почти как прежде». Сегодня все летают в разных экипажах и редко вспоминают о том, что истинным виновником этого происшествия была все же их родная авиакомпания с ее старой техникой, работающими на пределе двигателями. Все они летают, потому что любят свою работу и не променяют ее ни на какую другую.