Интересные и проработанные персонажи - половина успеха. Они становятся героями мемов и фанатского творчества, тиражируются в виде игрушек, сувениров и изображений на футболках. Их помнят и любят спустя годы после прохождения игры. Марио, Линк, Кирби, Самус, Данте, Лара Крофт, Клауд Страйф - список можно продолжать очень долго.
Легко ли создать такого героя? Как идея становится готовым образом? Давайте узнаем вместе, проследив как над созданием персонажа работают разные геймдев-специалисты.
Сценарист и нарративный дизайнер
Идея нового персонажа может появиться у любого работника - даже того, в чьи задачи это не входит. Однако с ней наверняка будут работать сценарист и нарративный дизайнер. В некоторых компаниях функции этих специалистов выполняет один человек.
Первое и самое главное - определить роль персонажа. Главный герой, злодей, союзник или просто NPC? А, может, романтический интерес главного героя или помощник, который будет давать подсказки на первых порах? Какую сюжетную функцию он выполняет? Дает квест, сообщает важную информацию, создает антураж?
Продумываются главные физические признаки (пол, раса, конституция), общественные и культурные характеристики (религия, принадлежность к сословию, язык и т.д.), психология (характер, привычки и т.д.). Полезно добавить к образу “фишку”, яркий штрих, особенно если он получается слишком шаблонным.
Многое зависит от жанра игры и целевой аудитории, ее возраста и предпочтений. Большая RTS с несколькими кампаниями и сложным сюжетом потребует детальной проработки героев. То же самое можно сказать об RPG. В кликере или “три-в-ряд” вряд ли нужно писать биографию персонажей на несколько страниц, хотя и в таких играх они должны быть продуманными. Иногда разработчику придется переступить через собственные вкусы, чтобы сделать героя, интересного пользователям, а не только ему лично.
Наработки сценариста будут дополняться и меняться. Правки может внести нарративный дизайнер - если этого требует сюжет или атмосфера. Повлияют не только предпочтения аудитории, но и культурные, юридические нюансы рынка, на который выходит проект. Игровой персонаж - это, как правило, плод коллективных усилий и нередко результат компромисса.
Геймдизайнер
У геймдизайнера тоже могут быть требования к герою. Как правило, они связаны с его функциями, способностями, и, как следствие, механиками и балансом. Если персонаж защищает соратников от урона, то несет большой щит и доспехи; бьет по площади - имеет соответствующее этой задаче оружие и габариты. Для геймдизайнера герой выполняет не столько сюжетную функцию, сколько игровую.
Художник и арт-директор
После того, как концепция персонажа “на бумаге” готова, наступает “звездный час” художника. Он получает техническое задание на разработку визуального образа героя. Возможно - список ассоциаций (например “воин, огр, лысый, коренастый”), которые помогут ему в работе.
Первый этап работы художника над персонажем - исследование или ресерч. Он собирает референсы и концепты. Референсы помогают увидеть, как аналогичные герои выглядят в других проектах, какими их обычно видят художники. Не только в играх, но и в фильмах, комиксах и т.д. Часто ресерч становится наиболее долгим и энергозатратным этапом.
После этого художник делает скетчи с персонажем и показывает их коллегам, чтобы получить обратную связь и выбрать один-два рабочих варианта.
Третий и последний этап работы над образом - финализация. Художник убирает лишнее, добавляет мелкие штрихи и детали, которые считает необходимыми. Также он может показать вариативность - нарисовать героя с разными прическами, снаряжением, в различных ситуациях и т.д.
Если речь об относительно крупном коллективе, то помогать художнику и корректировать его работу может арт-директор (он же арт-лид). Он следит за соблюдением визуальной концепции игры - герой, как и другие компоненты, должен ей соответствовать. Тролль с мультяшными пропорциями в духе Warcraft не впишется в “высоко-фэнтезийный” сеттинг, а мрачный киборг-ассасин - в ретро-футуристический мегаполис.
После этого работа с персонажем не заканчивается - его “оживляют” аниматоры и озвучивают актеры. Композиторы могут написать для него музыкальную тему, а сотрудники отдела маркетинга или PR будут использовать в своих креативах.
Подведем итог:
В маленькой студии весь процесс создания персонажа может лечь на плечи одного человека. Споров и жарких дискуссий не будет, но надеяться придется только на собственные силы. В среднем или крупном коллективе работать над героем будет несколько специалистов, у каждого из которых свои задачи, требования и видение.
Создание героя игры - увлекательный и сложный процесс, в котором учитывают самые разные аспекты: от баланса до вкусов пользователей. Финальная версия персонажа будет наверняка отличаться от первоначальных разработок, но в этом нет ничего удивительного. Чтобы сделать яркого героя, которого запомнят игроки, нужно быть готовым к упорной работе, в том числе правкам и доработкам.