Илья Карпенко
…При всех плюсах дистанционного обучения, к сожалению, возникает и масса минусов. Об этом я также говорил в рамках Форума преподавателей-русистов стран Ближнего Востока и Африки в Каире…
(ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО – ЗДЕСЬ!!!)
ЛЕНЬ КАК ДВИГАТЕЛЬ ОНЛАЙНА
Основная проблема дистанта – это не качество интернет-подключения (хотя этот момент важен и может создавать напряжение в работе), возможности онлайн-платформы, использования тех или иных функций, виртуальных досок. Это и не отсутствие тех или иных учебников, обучающих материалов и т.д.
Главная проблема – это самодисциплина обучаемого, способность студента к самоорганизации; его мотивированность к работе и в виртуальном классе, и дома, то есть самостоятельно. Причём такой подход к процессу обучения должен быть осознанным, а не из-под палки: как показывает практика работы в минувшем онлайновом учебном году, «виртуальные розги» малоэффективны – коэффициент свободы студентов слишком велик, а возможностей «сачкануть» в дистанте гораздо больше. И процент слабых учащихся «на выходе» слишком велик.
На примере теперь уже, без преувеличения сказать, выстраданной нами «удалёнки» (удалённого или онлайн-обучения, дистанционного образования, дистанта) можно в очередной раз убедиться, что техническим прогрессом движет банальная ЛЕНЬ. Потому что именно она сподвигла человечество на создание и разработку этого онлайн-бучения!
Но что самое интересное? Всем понравилось! Мы эту удалёнку обсуждаем, критикуем, склоняем…. Но в конечном результате нам уже не хочется расставаться с любимыми тапочками и каждый день туда-сюда мотаться на работу и тратить на это кучу времени, денег и сил…
РУШИТСЯ ЧЕЛОВЕК?
Спор технарей и гуманитариев, «физиков» и «лириков», наверное, вечен как мир. С точки зрения гуманитариев, человек принципиально НЕЦИФРОВИЗУЕМ! И вывод напрашивается только один: если цифра подталкивает к дегуманизации общества – долой цифру! Если цифра помогает человеку – да здравствует цифра!
Об этом когда-то в поэме «Оза. Тетрадь, найденная в тумбочке дубненской гостиницы» писал Андрей Вознесенский:
Мир – не хлам для аукциона.
Я – Андрей, а не имя рек.
Все прогрессы – реакционны,
если рушится человек.
Мы должны думать о том, чтобы человек «не рушился». Возникает закономерный вопрос: можно ли учительский авторитет и вот это самое живое общение заменить цифрой? Потому что, конечно же, возникает соблазн: если есть технологии, методразработки, онлайн-платформы и онлайн-контент, то зачем нужен педагог, учитель, проводник научных знаний, основоположник научной школы? Если есть программа, учебники, пособия, есть ТРКИ? Освоил – и вперёд!
Кроме того, важен вопрос, о котором в своём докладе на Форуме в Каире говорила Мария Кожевникова (СМ. ТУТ: «РКИ в Каире: Дистант неизбежен-3»), – продвижение нашей национальной идеологии. Ведь мы не должны забывать: даже если речь идёт не о детях, не о начальной или средней школе (где так важно прививать понятия о чести, достоинстве, нравственных ценностях), и пусть мы говорим об обучении иностранцев или студентов из стран СНГ. Однако и им необходимо говорить о наших традициях, культурных и исторических ценностях, нравственных основах нашего общества. Это очень важно! А значит, нужен непосредственный живой контакт с преподавателем.
Поэтому встает вопрос, можно ли сохранить «киты» нашего коммуникативно-деятельностного подхода, личностно-ориентированный подход, погружение в языковую среду? Ведь всегда нужно помнить о том хорошем, что у нас было и есть. И даже при работе в виртуале – вспоминать то, чем мы всегда были сильны. То есть нашими традиционными методиками обучения РКИ.
Поэтому, я думаю: да, на каких-то этапах обучения, при самостоятельной работе, тренингах, формах письменного контроля – безусловно, нужен онлайн-контент. Но без непосредственного эмоционального общения, авторитета преподавателя, наставника передача знаний невозможна. «Эмоциональная составляющая» учебного процесса важна, причём даже в удалёнке!
В ВИРТУАЛЬНОМ ЗАЗЕРКАЛЬЕ
Когда мы говорим об искусственном интеллекте, восклицаем: «О! Да, это очень круто!» Но нельзя искусственный интеллект сравнивать с человеческим – последний всё же совершеннее! Хотя одно не отменяет другое: просто искусственный – это дополнение к человеческому, а не его замена!
То же самое можно сказать и о дистанционке (удалёнке, дистанте, онлайне – как хотите, так и назовите!): эта форма не может и не должна стать заменой нормальному очному, живому обучению! К сожалению, в этом году обучение частично или полностью ушло в «виртуальное зазеркалье». А это – условия, совершенно не сопоставимые с теми, которые мы имеем при очном обучении. Плюс к этому – дополнительные проблемы, которые возникают у дистант-студентов. Например, они мне говорят: «У нас дождь, интернета нет…» Интернета нет – и студента нет. И он может отсутствовать два, три, четыре дня. То есть выпадает из образовательного процесса. И что же делать?
Это те задачи, которые перед нами ставит Эра Ковида и которые мы с вами должны решать сегодня, сейчас. Конечно, когда наши студенты поставлены в такие форсмажорные условия, первая очень важная проблема – это способность учащихся к самоорганизации. Также, я считаю, очень важна проблема мотивации. Мы здесь, на Форуме много говорили об этом, и я не буду повторяться. Однако способность к самоорганизации я считаю основополагающей. От этой способности зависит, вытянут или не вытянут наши студенты этот тяжкий «невод» под названием РУССКИЙ ЯЗЫК.
Об этом, кстати, говорилось и на высоком министерском уровне. Глава Минобрнауки Валерий Фальков на недавнем форуме «Новое знание» утверждал, что при всех колоссальных ресурсах и современных технологиях ничто не заменит живого общения. А наставничество останется эффективным инструментом передачи знаний и навыков.
И я присоединяюсь к этим словам: при передаче знаний живое общение с учителем, преподавателем, научным наставником нельзя заменить ничем. Приходит понимание того, что все-таки мы в РФ оставляем высшее образование в форме офлайн (то есть образование очное, контактное), но при этом остаются и онлайн-обучение, и гибридное обучение (обучение, так скажем, смешанное).
Валерий Фальков допускает получение высшего образования и самостоятельно, без обучения в вузах. Однако понятно, что на это способны немногие. Это как раз тот момент самодисциплины, самоорганизации и самообучаемости, которые так важны. И при таком подходе, подчеркну, процесс обучения будет осознанным, а не из-под палки. Потому что, как я уже говорил, «виртуальные розги» по факту оказываются малоэффективными.
ПЕРСПЕКТИВЫ – СВЕТЛЫЕ!
Главное, что радует меня и, я думаю, всех нас, что этот коварный вирус идет на убыль, а контактное обучение возвращается. На эту тему отозвался наш коллега Владимир Дронов – автор УСИКов, замечательных учебных стишков по РКИ:
- Плачут Ваня и Алёнка:
завершилась удалёнка,
и придется им чуть свет
топать в университет!
И всё-таки перспективы СВЕТЛЫЕ! Потому что, будучи поставленными в эти неординарные, совершенно новые, свалившиеся на нас «ковидные» условия, мы этот экзамен выдержали и наработали большой опыт. Однако при этом становится понятным, что цифровые технологии не могут полностью вытеснить или заменить собой традиционные формы преподавания РКИ.
Есть время разбрасывать камни, и есть время их собирать. Наступило время собирать наши «цифровые камни» – суммировать тот опыт, который накопился, обобщать его и использовать, применяя новые формы обучения РКИ: где- то использовать контактное обучение, где-то внедрять удаленные формы, а в каких-то случаях – совмещать и то, и другое.
Также важным фактором для объединения нас, русистов-профессионалов, а также для развития нашего важного и нужного дела – преподавания РКИ, должны стать такие форумы по РКИ, как тот, который собрал нас здесь, в Каире!
Такие встречи, несомненно, помогают и способствуют всемерному (и всемирному) продвижению русского языка. А значит, и русской культуры!
Поэтому я ещё раз повторю свой, ставший традиционным призыв:
- «Русисты всех стран, объединяйтесь!!!»
ХОХМА ИЗ ЖИЗНИ…
С приятной молодой российской парой я познакомился в Египте, в Каире. Вместе завтракали в столовой, ездили на экскурсию к пирамидам Гизы…
Зная, что мы русские, египтянин из обслуживающего персонала гостиницы как-то поприветствовал нас:
— Руссо туристо! Облико морале!
— Облик аморале??? – недоумённо вскинула брови жена и посмотрела на мужа. Тот пожал плечами…
И я понял, что впервые в жизни встретил взрослых россиян, которые не смотрели кинокомедию «Бриллиантовая рука»!..
АНЕКДОТ
Разговор русских:
— КТО В КАКОМ КЛАССЕ УЧИЛСЯ?
— Я В А.
— О, И Я В А.
— А Я В Б.
— А Я И В А, И В Б…
Реакция иностранцев:
— РЕБЯТА, ВЫ ЧТО, ИЗДЕВАЕТЕСЬ?
Друзья!
Если вам нравятся мои статьи и те беседы с коллегами, которые я размещаю в этом моём блоге на страничке Дзена, ставьте значок «нравится».
Пишите умные, добрые или критические слова в комментариях; подписывайтесь на мой блог!
Не скрою, мне это приятно. Причём даже тогда, когда вы пишете не очень приятное. Просто это значит, что вам не безразлично то,
ЧТО, О ЧЁМ и КАК я пишу.
Спасибо вам!
Я, ваш Илья