Для того, чтобы увеличить срок службы подшипника или хотя бы не сократить заявленные сроки, а также добиться необходимых эксплуатационных характеристик, применяют различные виды смазок.
Один из таких видов – газовые смазки. Задача таких смазок – разделить поверхности соприкасающихся деталей подшипника газом. Газовые смазки имеют довольно узкую область применения и используются в высокоскоростных и высокоточных подшипниках, которые применяются в оборудовании ядерных установок, газовых турбинах, турбокомпрессорах, в узлах точных приборов. Там, где недопустимо применение подшипников качения или скольжения с жидкостными смазками.
Малая вязкость газов позволяет осуществлять высокие скорости вращения с минимальным трением и минимальным повышением температуры. Кроме того, газы способны сохранять стабильность физико-химических свойств в широком интервале температур и даже под действием радиации.
Основа газовых смазок – это, в основном, хладон, азот, неон, водород.
Выделяют три вида газовых смазок:
- Газодинамическая (с внутренним нагнетанием давления)
- Газостатическая (с внешним нагнетанием давления)
- Газостатодинамическая (гибридная)
Принцип работы газодинамической смазки основан на разделении контактных поверхностей с помощью давления, возникающего в слое между движущимися поверхностями. Такую смазку используют, в основном, в низконагруженных и высокоскростных узлах. Например, в подшипниках компрессоров или высокооборотных электродвигателей.
Газостатическая смазка разделяет поверхности деталей подшипника, которые находятся в покое. Между контактирующими поверхностями существует зазор, в который и поступает смазка под давлением 0,3 МПа. Газостатические смазки используют в скоростных центрифугах, высокоскоростных шлифовальных головках, механических генераторах звука.
Гибридная газовая смазка, как следует из названия, объединяет в себе свойства двух вышеперечисленных смазок, поэтому считается универсальной. Однако сложность производства такой смазки делает ее редкой.